Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Экологическая отчетность
Отчетность по экологическому сбору за 2018 год

Как следует из разъяснений письма Росприроднадзора от 22.02.2019 № СР-10-02-31/5476 в 2019 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2018 год, указывают в декларации, отчетности и расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории РФ товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации 2018 года, установленные распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р.

За 2017 год наше предприятие оплатило экологический сбор, а в 2018 году в полном объеме выполнило нормативы утилизации за реализованный на территории РФ товар.

Нормативы утилизации по нашей группе товаров в 2018 году по сравнению с 2017 годом не изменились, а вот объем реализованной продукции снизился в несколько раз.

Таким образом, нашему предприятию необходимо будет снова предоставлять декларацию, отчетность и расчет экологического сбора по данным 2017 года и уплачивать «двойной экосбор»?

Обращаю внимание, что свою обязанность по уплате экологического сбора за 2017 год и выполнению нормативов утилизации реализованной продукции за 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ наше предприятие выполнило.

access_time 01.03.2019
person_outline Вера
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
750
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 01.03.2019

Здравствуйте, Вера!

Позиция, указанная в письме Росприроднадзора от 22.02.2019 № СР-10-02-31/5476, весьма своеобразная трактовка положения о том, что декларация подается за "предыдущий календарный год". Отмечу, что в первоначальной редакции Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417, так же содержало указание, что сведения подаются за "предыдущий календарный год" (см. п.1 ПП от 24.12.2015 N 1417 в первоначальной редакции). Даже само название положения содержало указание, что декларация подается за предыдущий календарный год. Постановление Правительства РФ от 25.07.2018 N 868 в отношении периода отчетности ни каких принципиальных изменений или уточнений в отношении отчетного периода при предоставлении декларации не внесло. Изменения, внесенные ПП РФ от 25.07.2018 N 868, были направлены прежде всего на приведение Положение в соответствие с правками, которые внес Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": уточнен предмет регулирования положения, сделан акцент на то, что в отношении упаковки также предоставляется декларация и т.д. Таким образом, в 2019 году необходимо подать декларацию по сведениям предыдущего календарного года (т.е. 2018 г.), как это и было последние несколько лет.

Так же стоит обратить внимание, что в параллельном документе в Правилах представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342 (в ред. постановления Правительства РФ от 17.10.2018 N 1238), формулировка вполне понятная - "год, предшествующий отчетному"., так же как и в Правилах взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 в текущей редакции от 23.08.2018:

6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.

Почему понятие "отчетного периода" в отношении предоставления декларации неожиданно вдруг поменялось - это загадка.

Иная трактовка данного положения приведет к тому, что Росприроднадзор фактически повторно соберет и будет обрабатывать точно такие же декларации, как и в прошлом году, что можно расценивать как не целевую растрату государственных средств и одновременно не целесообразную трату средств предприятий. Да и в принципе, если отчетность о выполнении нормативов утилизации будет содержать в себе все сведения, зачем их дублировать в декларации, в ней тогда необходимость отпадает в принципе.

Обращаем Ваше внимание, что, исходя из определений понятий нормативного правового акта и правовой нормы, данных в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", рекомендованном для использования при подготовке нормативных правовых актов Минюстом России, обязательным для правоприменителя является лишь изданный в установленном порядке нормативный правовой акт.

При этом согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 31.10.2018), нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Минюст России в Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. ПриказомМинюста РФ от 04.05.2007 N 88 (ред. от 26.05.2009), подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде (например, директивы, письма и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

Таким образом, письма федеральных органов исполнительной власти по существу носят рекомендательный характер и не являются обязательными для правоприменителя. Ответственность за содержание данных писем выпустивший орган не несет. Руководствоваться письмами имеет смысл в условиях устоявшейся практики, отсутствия регулирования и методической базы в рамках действующих нормативных правовых актов.

Что касается отчетности и экологического сбора, то тут все корректно. В 2018г. были изменены положения о предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации и о расчете экологического сбора в части учета сведений о реализованных товарах и упаковке именно за календарный год, предшествующий отчетному периоду. Что представляется абсолютно целесообразным, т.к. это позволяет хозяйствующим субъектам планировать свои траты на выполнение нормативов утилизации или уплаты экологического сбора, размеры которых можно будет совершенно достоверно определить на предстоящий отчетный период.

Формально получается, что за 2018 год необходимо выполнить нормативы утилизации или внести экологический сбор в том же объеме (если нормативы утилизации в отношении данных групп товаров/упаковки не поменялись), что и за 2017 год, т.е. необходимо учитывать данные о первично реализованных товаров/упаковки в течение 2017 года. К сожалению, это издержки реформы и законодатель не предусмотрел каких-либо переходных положений. Вам придется пересчитать выполнение нормативов утилизации с учетом объема товаров/упаковки первично реализованных за 2017 год, здесь можно только скорректировать в меньшую сторону расчеты, если вдруг Вы подали декларацию за 2017 год без учета первичной реализации, но необходимо быть готовыми подтвердить объемы первичной реализации.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».