Просим разъяснить порядок перевода земель из категории лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения для последующего строительства объекта размещения отходов.
Федеральным законодательством установлен перечень документов необходимых для принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую, одним из требований является наличие заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами. Согласно ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объекты, используемые для размещения отходов, подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Проектная документация на строительство объектов размещения отходов включает в себя ряд исследований (геологических, гидрологических и иных), по результатам которых приводится схема планировочной организации земельного участка (содержащая характеристику земельного участка, обоснование границ санитарно-защитной зоны в отношении жилой застройки и территорий с особыми требованиями к качеству атмосферного воздуха, обоснование решений по инженерной подготовке земельного участка и т.д.). Таким образом, разработка проектной документации является дорогостоящим и длительным процессом.
В тоже время федеральным законодательством установлены ограничения в части размещения объектов капитального строительства на землях лесного фонда.
В связи с вышеизложенным просим разъяснить, каким образом возможно разрабатывать проектную документацию на объект размещения отходов на землях лесного фонда, с целью получения положительного заключения по результатам государственной экологической экспертизы, и вероятность перевода земельного участка из земель лесного фонда в земли промышленности.
Перевод земель лесного фонда в земли промышленности будет зависеть от их категории.
Если земли лесного фонда не являются защитными, то перевод в другую категорию может быть осуществлен. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:
- организации особо охраняемых природных территорий;
- установления или изменения границы населенного пункта;
- размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
- создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Согласно ст.4 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
- установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
- наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно Лесному Кодексу РФ (далее - ЛК РФ) земли лесного фонда подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса.
В соответствии со ст.102 ЛК РФ к защитным лесам относятся:
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
- леса, расположенные в водоохранных зонах;
- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;
- зеленые зоны;
- лесопарковые зоны; городские леса;
- леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов);
- ценные леса (государственные защитные лесные полосы;
- противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
- леса, имеющие научное или историческое значение;
- орехово-промысловые зоны;
- лесные плодовые насаждения; ленточные боры;
- запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; нерестоохранные полосы лесов).
Согласно ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектом ГЭЭ федерального уровня являются проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
Согласно Положению о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 48 в состав документации о переводе, представляемой Министерством сельского хозяйства РФ в Правительство Российской Федерации, входят:
- ходатайство физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления;
- копии документов, подтверждающих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- акт выбора участка земель лесного фонда с приложением к нему плана с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка. При наличии охранной, санитарно-защитной зон промышленного или иного объекта на участке земель лесного фонда на план наносятся их границы;
- решение органа, указанного в пункте 3 настоящего Положения, об утверждении акта выбора;
- акт натурного технического обследования участка земель лесного фонда, содержание, а также порядок подготовки и утверждения которого устанавливаются Министерством сельского хозяйства РФ;
- схема (проект) размещаемого на участке земель лесного фонда объекта, составленная с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и согласованная с органами архитектуры и градостроительств;
- справка территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке земель лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1068 - см. предыдущую редакцию);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на участок земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить;
- проект акта Правительства Российской Федерации о переводе;
- положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1068 - см. предыдущую редакцию).
Таким образом, если земли лесного фонда не являются защитными, то при проведении ГЭЭ и положительном заключении, допускается строительство объектов размещения отходов.
Уважаемый гость!
Ответ на этот вопрос могут просматривать только подписчики журналов “Экология производства” и “ТБО”.