offline_pin Вопрос решен
Охрана атмосферного воздуха
разработка мероприятий по уменьшению выбросов при НМУ обязательна только для предприятий, стационарные источники которых в городских и иных поселениях? Если не в поселении, то и не требуется разрабатывать их и согласовывать ?
access_time 15.06.2020
person_outline Любовь
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
4139
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 17.06.2020

Здравствуйте, Любовь!

В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" :

1.В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

3.При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Т.е. из ФЗ № 96 следует, что НМУ конечно прогнозируются для поселений, но исключаются из необходимости реализовывать мероприятия при НМУ только ОНВ IV категории, других исключений нет, при этом про расположение ОНВ речи не идет.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласно им:

1. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов).

3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Также согласно п. 10 требований при определении перечня веществ, выбросы которых подлежат регулированию в период НМУ, расчеты проводятся за границей территории ОНВ, при этом отдельно в п. 11 данных требований указывается, что для установленного перечня веществ проводится анализ результатов расчетов рассеивания выбросов на контрольных точках на границе и на территории жилой зоны и особых зон, к которым предъявляются повышенные санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, т.е. данные точки являются дополнительными.

Данные требования также не содержат исключений по месту расположения ОНВ.

Приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899 утвержден Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее - Порядок), который определяет правила представления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.

Данный Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ (п. 2 Порядка). При этом в соответствии с п. 9 Порядка информация о НМУ предоставляется по городскому и иному поселению, а также по перечню отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ.

Заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются в числе прочих и юридические лица, индивидуальные предприниматели имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с вышеизложенным однозначно обязанность по проведению мероприятий при НМУ наступает у хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего ОНВ I, II и/или III категории после получения им прогноза НМУ в соответствии с согласованным планом действий при НМУ, разработанном на основании выше указанных требований. При этом НМУ прогнозируется в городских и иных поселениях.

Таким образом, обязанность по разработке и согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ для ОНВ I, II, III категории вытекает из императивных предписаний ФЗ № 96, ОНВ может не находиться непосредственно в городе или в ином поселении, но может находится рядом с ним и оказывать негативное воздействие в период НМУ, поэтому такого прямого исключения из перечня объектов, для которых обязаны быть разработаны и согласованы мероприятия в период действия НМУ, как расположение вне границ городских и иных поселений - нет! Разработка и согласование необходимых мероприятий должны осуществляться вне зависимости от получения либо неполучения таких прогнозов в принципе, но выполнять эти мероприятия необходимо будет при получении прогноза.

Также отмечу, что в законе не расшифровывается, что является "иным поселением", не думаю, что здесь применима терминология Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который определяет поселение как городское или сельское поселение, полагаю, что в целях защиты населения, под это понятие может попадать в т.ч. и вахтовый поселок, возможно здесь требуются дополнительные разъяснения со стороны уполномоченного органа.

При этом в Методических указаниях Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" (РД 52.04-52-85) прописано, что мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатывают предприятия, организации, учреждения, расположенные в населенных пунктах, где органами Госкомгидромета проводится или планируется проведение прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий. Однако с 27.06.2020 вступают в силу новые требования (приказ № 811), да и с учетом ранее вступивших в силу формулировок ч.3 ст. 19 ФЗ № 96, ссылаться на данные РД при отстаивании своих интересов не получиться (см, например, Решение Балаковского районного суда Саратовской области № 12-133/2015 от 7 июля 2015 г. по делу № 12-133/2015. Доводы жалобы о том, что ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково» не получало от Министерства природных ресурсов и экологии прогнозов о наступлении НМУ, производственная площадка общества находится вне населенного пункта, для стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оснащенного газоочистной установкой, который эксплуатирует общество, Саратовским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не составляются прогнозы НМУ, Общество относится к предприятиям 3 категории, указанным в п. 4 Методического пособия мероприятий по регулированию выбросов при НМУ РД 52.04.52-85, утвержденного Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 01.12.1986 года, поэтому без указаний Росприроднадзора не обязано разрабатывать и утверждать план мероприятий при НМУ, суд не принимает, поскольку они сводятся к неправильному толкованию норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха).

Конечно, при таких формулировках, полагаю, целесообразно будет обратиться за разъяснением в соответствующий орган исполнительной власти Вашего субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, о необходимости разработки мероприятий в период действия НМУ, если Ваш объект не оказывает значительного негативного воздействия, расположен не на землях населенного пункта, а ближайшее поселение находиться на расстоянии нескольких десятков километров и в данном поселении НМУ не прогнозируются и в ближайшее время не планируется их прогнозировать.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».