offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Отходы (втор. ресурсы)

Добрый день!

На предприятии есть отходы 5 кл. опасности:

- 4 05 122 02 60 5 Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства

- 4 05 183 01 60 5 Отходы упаковочного картона незагрязненные и подобные.

Можно ли на реализацию таких отходов договор купли-продажи заключить или договор поставки? Как правильно такие договоры должны называться - купил-продажи или поставки, или по-другому?

На вебинарах все лекторы твердят, что для учета в таком случае при реализации таких отходов, которые являются втор. ресурсами, КА должны нам акты утилизации выдавать. Но ведь это не акты по Приказу № 90 РПН, что и боятся КА, да и тогда не так должны называться договоры - не купли-продажи/поставки. Я запрашиваю Акты об обработке в таких случаях, т.к. не всеми отходами я РОП закрываю, Такие акты утилизации я в рамках др. договоров получаю. Да и КА не прописывают в договорах на реализацию втор. ресурсов конечных утилизаторщиков. Акты утилизации, о которых ведут лекторы речь на вебинарах, составляются в свободной форме или каких ведут обычно речь лекторы на вебинарах про втор. ресурсы?

access_time 28.02.2024
person_outline Марина
Вы ответили на этот вопрос
2
ответа
114
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 2

access_time 28.02.2024

Здравствуйте, Марина!

Попробую выстроить логику рассуждений, в т.ч. коллег, о которых Вы говорите, без того чтобы в чём-то вас убедить, в любом случае окончательное решение за предприятием и задача эколога донести все риски, связанные с принятием того или иного решения.

Во-первых, мы говорим с Вами об отходах (коды 4 05 122 02 60 5, 4 05 183 01 60 5), вы сами так их определили и учли именно как отходы.

Во-вторых, в силу положений ст. 1 и 17.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее ФЗ № 89), данные отходы являются вторичными ресурсами и подлежат обязательной утилизации с 01.03.2023 г.

В-третьих, ФЗ № 89 НЕ содержит прямого запрета на продажу отходов, в т.ч. любому заинтересованному лицу и ст. 4 отсылает нас к гражданскому законодательству ("Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ).

В-четвертых, все остальные положения ФЗ 89 и ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ОБЯЗЫВАЮТ образователя ОТХОДОВ обеспечить их учёт и надлежащее обращение с ними, т.е. сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Таким образом, с одной стороны мы имеем возможность отход реализовать (продать как товар, товар это понятие НК РФ), в виду его определённой ценности, с другой стороны мы имеем обязательство обеспечить его утилизацию, т.к. это прежде всего ОТХОД.

Теперь почему же возникает сложность подтвердить утилизацию отхода, имея только договор купли-продажи (далее ДКП) или поставки (без разницы)? Потому что "утилизация" - это услуга, определённый вид работ, который должен быть заказан и оплачен, а ДКП только подтверждает переход права собственности и ни как не может подтвердить выполнение услуги.

Более того, новый собственник ничего Вам не должен, в т.ч. обеспечивать утилизацию, Вы такой услуги ему не заказали, и вправе распоряжаться своей собственностью, пусть и отходом, как пожелает (перепродать или передать на захоронение, при этом плату за данное размещение должен будет внести образователь данного отхода, а не собственник (см. п. 4 ст. 23 ФЗ 89).

Вот в этом и кроется основной риск, что если надзорный орган запросит у Вас документы, подтверждающие утилизацию (соответствующий договор и акт выполненных работ), Вы их предоставить НЕ сможете. При наличии только ДКП, у покупателя нет основания выдавать Вам акт о выполнении работ (он не обязательно должен называться актом об утилизации, м.б. в любой форме, достаточно корректно указывать предмет договора на оказание услуг), даже если Вы пропишите выдачу Вам этого акта в ДКП, т.к. это не будет "биться" с бухгалтерским учётом и у налоговой службы будут вопросы.

Чтобы убрать эти риски и рекомендуется заключать "смешанный" договор, который содержит в себе существенные условия и договора оказания услуг, что контрагент обязуется утилизировать отходы, и договора реализации, что этот же контрагент обязуется компенсировать стоимость отхода или выкупить у Вас продукт утилизации. Тогда Вы сможете требовать с него акт выполненных работ, подтверждающий утилизацию отходов.

Например, формулировка предмета такого договора может звучать следующим образом:

....В соответствии с условиями Договора Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика, оформляемому на основании Заявки по форме Приложения №1 к Договору, работы по транспортированию, обработке и утилизации принадлежащих Заказчику отходов и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

....В соответствии с условиями Договора Заказчик обязуется передать в собственность Исполнителя продукцию, полученную в результате работ по утилизации отходов, переданных Заказчиком по Договору (далее – Товар) в объемах, полученных в ходе исполнения, а Исполнитель обязуется принять и оплатить Товар.

Возможно, пока не было судебных прецедентов нельзя сказать наверняка, если Ваш покупатель будет являться реальным утилизатором и отразит в своих данных учёта отходов, что принял именно ваши отходы по соответствующему ДКП и утилизировал их, то выкопировка из этих данных учёта подтвердит, что Ваши отходы действительно были утилизированы.

Что касается акта утилизации в рамках РОП, утв. Приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 N 90 (с 01.03.2024 действовать будет форма, утверждённая Приказом Минприроды России от 15.11.2023 N 762), то он может быть выдан только утилизатором, состоящим в реестре утилизаторов, только на основании договора о выполнении нормативов утилизации и это совсем другая история.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».