Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Обращение с отходами в автосалоне-техцентре в соответствии с требованиями законодательства

Добрый день!

Помогите, пожалуйста, разобраться.

У нас 4 объекта НВОС - два объекта расположены в г. Москве, два в Московской области. Каждый объект НВОС занимается продажей автомобилей, а также их техническим обслуживанием и ремонтом. На каждом объекте НВОС есть мойка автомобилей с очистными сооружениями, малярный цех, механический (ремонтный) цех, офисные помещения, автосалон. На каждом объекте НВОС отходы накапливаются в контейнерах объемом 1,1 м3, расположенных непосредственно в местах образования отходов (цехах), далее собираются в большой бункер на открытой площадке и вывозятся. Все отработанные масла сливаются в одну канистру и вывозятся по договору, отдельно антифриз. Черный металл накапливаем отдельно. Стараемся отдельно накапливать картон, пленку. Что касается остальных отходов, то они попадают сначала в контейнеры 1,1 м3 в цехах, а потом в большой контейнер на открытой площадке, все в смеси, далее – на полигон. На контейнерах 1,1 м3 наклеены таблички в основном с надписью «ТБО», «ветошь», но накапливаемые отходы не соответствуют надписи на табличке. Разъясните, пожалуйста, правильно ли мы накапливаем отходы в соответствии с требованиями законодательства, и от чего отталкиваться для принятия решения о смешивании/раздельном накоплении образующихся отходов?

access_time 22.02.2024
person_outline Денис Волченков, Калуга
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
117
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 26.02.2024

Здравствуйте, Денис!

Во-первых, при организации накопления отходов необходимо учитывать санитарные, природоохранные требования, а также региональные требования субъектов и требования местных муниципалитетов в рамках правил благоустройства согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Ну и в принципе руководствоваться тем, чтобы совместное накопление не привело к изменению класса опасности отходов, не нарушало требования пожарной безопасности, согласовывалось с возможностями контрагентов, которым Вы передаёте свои отходы (например, чтобы не получилось так, что Вы совместно накапливаете отработанные фильтры, а на какие-то их виды у контрагента, нет лицензии).

Во-вторых, на федеральном уровне пока нет законодательно закрепленного требования об обязательном раздельном накоплении отходов, в том числе и твёрдых коммунальных (ТКО). В частности в п.2 выше упомянутой ст. 13.4 говориться о том, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление), при этом места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации , а также правилам благоустройства муниципальных образований. Согласно п. 6 данной статьи накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данные правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156. В данных Правилах так же нет указания на обязательность раздельного сбора, лишь установлено, что накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов, а прием отходов электрооборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Исходя из положений ст. 6 ФЗ № 89 порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) должен быть утвержден органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В-третьих, в текущих реалиях необходимо также учитывать требования ст. 17.1 ФЗ №89, согласно которым "вторичные ресурсы" (отходы, содержащие полезные фракции, типа отработанных аккумуляторных батарей) подлежат утилизации, юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передачу другим лицам в целях утилизации. В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по видам вторичных ресурсов, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами.

В-четвёртых, упомянутые требования утверждены Приказом Минприроды России от 11.06.2021 N 399 и содержат требования по накоплению для следующих групп однородных отходов:

  • -"Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств";
  • -"Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств";
  • - "Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства";
  • - "Оборудование компьютерное, электронное, электрическое, оптическое, утратившее потребительские свойства";
  • - "Отходы шин, покрышек, камер";
  • - "Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей".

В-пятых, необходимо учитывать специфические требования обращения с некоторыми видами отходов, например, к отходам первого и второго класса опасности (ОПВК), с 01.03.2022 года их можно передавать только федеральному экологическому оператору (см. ст. 14.1-14.4 ФЗ №89), тара накопления должна при необходимости отвечать требованиям ДОПОГ для опасных грузов. Отдельно отмечу, что место накопления ртутьсодержащих ламп (люминесцентных) должно быть организовано в т.ч. в соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2314. В частности – должны быть определены ответственные лица за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору. Накопление должно осуществляться отдельно от других видов отходов, организовано раздельное накопление поврежденных и неповрежденных ламп. Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной упаковке. В случае загрязнения помещения, в котором расположено место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, парами и (или) остатками ртути лицом, организовавшим места накопления, должно быть обеспечено проведение работ по обезвреживанию отходов отработанных (в том числе поврежденных) ртутьсодержащих ламп с привлечением оператора на основании договора об оказании услуг по обращению с отходами.

Санитарные требования, предъявляемые к накоплению отходов, указаны в п. 213 - 239 СанПиН 2.1.3684-21, Основные санитарные требования к обращению с отходами:

- При организации обращения с отходами должна, в том числе, учитываться степень опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

- Хранение сыпучих и летучих отходов в открытом виде не допускается, мелкодисперсные отходы можно хранить при применении средств пылеподавления.

- Условия накопления определяются классом опасности отходов в соответствии с природоохранной классификацией.

- Накопление отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), отходов II класса опасности - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; отходов III класса опасности - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; отходов IV класса опасности - навалом, насыпью, в виде гряд.

- Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку (т.е. Ваши наклейки с надписью "ТБО" однозначно требуют замены).

- Требования к открытым площадкам (при накоплении в негерметичной таре): располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к СЗЗ; должно быть укрытие или навес, поверхность должна иметь твердое покрытие, должна быть обустроена ливневая канализация за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре.

- Критериями предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации является содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе закрытых помещений на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30% от ПДК соответствующих веществ в воздухе рабочей зоны, по результатам измерений, проводимых по мере накопления отходов, но не реже 1 раза в 6 месяцев (п. 224). При превышении этого критерия, отходы подлежат немедленному вывозу.

- Конструкция и условия эксплуатации транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь промышленных отходов и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой.

Как уже было сказано, на региональном уровне могут быть установлены свои требования, в т.ч. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования по раздельному накоплению отходов, как например, в г. Москве.

Согласно п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 7 Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 68 (ред. от 08.06.2022) "Об отходах производства и потребления в городе Москве" производители отходов обязаны:

3. обеспечивать в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы раздельное накопление отходов;

5. обеспечивать раздельный сбор в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы раздельное накопление, временное хранение вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов);

Согласно п.2, п. 5 ст. 8 данного Закона:

2. Сбор отходов должен осуществляться раздельным способом в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в составе отходов летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла отходов и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.

5. В целях уменьшения количества образующихся отходов вторичные материальные ресурсы в объемах, установленных Правительством Москвы, должны направляться на переработку (обработку) во вторичное сырье.

Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы утверждён Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП. Также согласно этому постановлению перечень вторичных материальных ресурсов, в том числе вторичных материальных ресурсов, подлежащих раздельному накоплению, утверждает Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, данный перечень утверждён Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 14.12.2021 г. № 01-01-14-261/21.

Также на территории г. Москвы действуют Единые экологические требования по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках, утв. Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП, которые устанавливают единые экологические требования к организации временного хранения отходов производства и потребления на земельных участках природопользователей города Москвы, включенных в Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы. Требования устанавливают, что:

3.5. Обязанностью юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, является обеспечение раздельного сбора образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, содержанием в составе отходов токсичных веществ, агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками.

3.6. Сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов, осуществляется на объектах образования отходов раздельно в соответствии с направлениями их использования и переработки. В случае невозможности раздельного сбора таких отходов следует предусмотреть их передачу на сортировку специализированным предприятиям. Обязательным условием временного хранения таких отходов является сохранение их ценных качеств и свойств как вторичных материальных ресурсов.

При этом Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, утв. Законом г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 27.09.2023) ", предусмотрены следующие виды ответственности:

Статья 4.33. Нарушение установленного Правительством Москвы порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Статья 4.34. Нарушение установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований по раздельному накоплению и (или) сбору вторичных материальных ресурсов, подлежащих обработке и утилизации, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

2. Неосуществление раздельного накопления и (или) сбора вторичных материальных ресурсов, подлежащих обработке и утилизации, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Статья 4.42. Несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста пятидесяти тысяч рублей.

Что касается Московской области, тут действует основной закон от 8 ноября 2001 года N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области", ст. 14 содержит следующие обязанности хозяйствующих субъектов по ресурсосберегающему, безопасному обращению с отходами:

в) обеспечивать эффективное повторное использование отходов, а также соблюдать установленный порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

д) обеспечивать полный сбор, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются;

к) получать разрешение на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, при их образовании и последующей транспортировке самостоятельно или с привлечением подрядных организаций до объектов обработки, обезвреживания, утилизации и размещения.

Как в Москве, так и в Московской области существуют отдельные порядки по обращению с отходами строительства и сноса.

Отдельных штрафных санкций за нарушение порядка накопления, в т.ч. раздельного накопления отходов на территории Московской области Кодексом Московской области об административных правонарушениях (Закон от 4 мая 2016 года N 37/2016-ОЗ) не предусмотрено.

В целом организация накопления отходов должна осуществляться с учетом условий дальнейшей передачи данных видов отходов специализированным организациям в целях дальнейшего обращения с ними.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, к воздействию атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей.

Временное накопление отходов производства и потребления на открытой площадке не должно приводить к химическому и (или) биологическому загрязнению, а также захламлению почв на прилегающих территориях, обязательно должны быть установлены навес или укрытия.

Есть также огромное количество различных документов по стандартизации (ГОСТ, ПНСТ), которые не являются обязательными, но в которых тоже можно найти полезные советы по организации накопления тех или иных видов отходов.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».