offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Существуют ли обязательные требования по обязательному ведению раздельного сбора отходов для ИП и юр лиц?

Добрый день!

Работаю в санаторно-курортном комплексе. Несколько лет назад в нашем комплексе внедрили раздельный сбор отходов. Каждый год мы увеличиваем объём вторичных ресурсов, совершенствуем и развиваем систему. Вблизи нашего комплекса находятся другие санаторно-курортные организации в которых раздельный сбор отходов не внедрен, всё выбрасывается в одну урну и отвозится на свалку. Из-за этого возникает контраст, у нас по территории стоят урны, гости комплекса активно пользуются возможностью сортировать отходы, а через дорогу в другом отеле, такой возможности не, из-за этого нам гости задают вопросы, почему у вас есть урны для раздельного сбора, а у других нет. Решили разобраться с этим вопросом.

Вопрос:

1) Существуют ли обязательные требования по раздельному сбору отходов для ИП, юр лиц и гос учреждений?

2) Существуют ли обязательные требования по раздельному сбору отходов для организаций, осуществляющих санаторно-курортную деятельность, а также гостиничное обслуживание?

access_time 16.01.2024
person_outline Павел Шевчук
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
154
просмотра

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 17.01.2024

Здравствуйте, Павел!

На федеральном уровне пока нет законодательно закрепленного требования об обязательном раздельном накоплении отходов, в том числе и твёрдых коммунальных (ТКО). В частности в п.2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" говорится о том, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в п.2 ст. 13.4 говориться о том, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление), при этом места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации , а также правилам благоустройства муниципальных образований. Согласно п. 6 данной статьи накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данные правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156. В данных Правилах так же нет указания на обязательность раздельного сбора, лишь установлено, что накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов, а прием отходов электрооборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Исходя из положений ст. 6 ФЗ № 89 порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) должен быть утвержден органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также согласно требованиям ст. 17.1 ФЗ №89 Вторичные ресурсы подлежат утилизации, юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передачу другим лицам в целях утилизации. В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по видам вторичных ресурсов, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами. Данные требования утверждены Приказом Минприроды России от 11.06.2021 N 399 и содержат требования по накоплению для следующих групп однородных отходов:

  • -"Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств";
  • -"Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств";
  • - "Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства";
  • - "Оборудование компьютерное, электронное, электрическое, оптическое, утратившее потребительские свойства";
  • - "Отходы шин, покрышек, камер";
  • - "Отходы электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей".

Таким образом согласно федеральному законодательству хозяйствующий субъект МОЖЕТ, но не обязан организовывать раздельное накопление отходов.

ОДНАКО, на региональном уровне могут быть установлены ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования по раздельному накоплению отходов, как например, в г. Москве.

Согласно п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 7 Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 68 (ред. от 08.06.2022) "Об отходах производства и потребления в городе Москве" производители отходов обязаны:

3. обеспечивать в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы раздельное накопление отходов;

5. обеспечивать раздельный сбор в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы раздельное накопление, временное хранение вторичных материальных ресурсов (металл, стекло, текстиль, макулатура, тара, упаковка, полимерные материалы, резина, реактивы, технические жидкости и масла, бытовые приборы и оборудование, электротехническое и электронное оборудование, электрические батарейки, ртутные термометры, продукты сельского хозяйства и иные виды вторичных материальных ресурсов);

Согласно п.2, п. 5 ст. 8 данного Закона:

2. Сбор отходов должен осуществляться раздельным способом в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в составе отходов летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла отходов и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.

5. В целях уменьшения количества образующихся отходов вторичные материальные ресурсы в объемах, установленных Правительством Москвы, должны направляться на переработку (обработку) во вторичное сырье.

Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории города Москвы утверждён Постановлением Правительства Москвы от 27.10.2020 N 1813-ПП. Также согласно этому постановлению перечень вторичных материальных ресурсов, в том числе вторичных материальных ресурсов, подлежащих раздельному накоплению, утверждает Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, данный перечень утверждён Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 14.12.2021 г. № 01-01-14-261/21.

Также на территории г. Москвы действуют Единые экологические требования по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках, утв. Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 N 981-ПП, которые устанавливают единые экологические требования к организации временного хранения отходов производства и потребления на земельных участках природопользователей города Москвы, включенных в Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы. Требования устанавливают, что:

3.5. Обязанностью юридических и физических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства и потребления, является обеспечение раздельного сбора образующихся отходов в соответствии с их видом, классом опасности в зависимости от их свойств, содержанием в составе отходов токсичных веществ, агрегатным состоянием, физическими свойствами и другими признаками.

3.6. Сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов, осуществляется на объектах образования отходов раздельно в соответствии с направлениями их использования и переработки. В случае невозможности раздельного сбора таких отходов следует предусмотреть их передачу на сортировку специализированным предприятиям. Обязательным условием временного хранения таких отходов является сохранение их ценных качеств и свойств как вторичных материальных ресурсов.

При этом Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, утв. Законом г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 27.09.2023) ", предусмотрены следующие виды ответственности:

Статья 4.33. Нарушение установленного Правительством Москвы порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Статья 4.34. Нарушение установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований по раздельному накоплению и (или) сбору вторичных материальных ресурсов, подлежащих обработке и утилизации, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

2. Неосуществление раздельного накопления и (или) сбора вторичных материальных ресурсов, подлежащих обработке и утилизации, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Статья 4.42. Несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста пятидесяти тысяч рублей.

Соответственно надо смотреть может и в Вашем регионе есть подобные документы.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».