offline_pin Вопрос решен
Охрана атмосферного воздуха
Нужно ли платить сверхлимитную ПНВОС при актуализации объекта НВОС

Нашим предприятием была разработана новая инвентаризации и проект НДВ выбросов в атмосферный воздух. Предприятие относится к 1 категории и готовит заявку на КЭР. Местное МУ РПН говорит о необходимости актуализация данных в ЛК природопользователя, хотя новые проекты еще даже не утверждены руководителем и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение. Кроме того, настаивает на том, что плату НВОС необходимо платить за 2023 год как сверхлимит. Действующее разрешение на выбросы у нас есть. Подскажите, когда правильно актуализировать сведения и как платить плату НВОС сверхлимит или только по новым источникам?

access_time 22.12.2023
person_outline Вера
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
122
просмотра

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 27.12.2023

Здравствуйте, Вера!

Про актуализацию.

Согласно п.6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений в т.ч. об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

При этом в п.7 той же статьи не указано каких-либо конкретных сроков для актуализации в описанном варианте, однако, согласно п. 17 Руководства по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), утв. Приказом Росприроднадзора от 17.07.2023 N 338, учитывая отсутствие установленного законом срока представления юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, рекомендуется представлять указанные сведения непосредственно после наступления таких изменений.

Для обеспечения возможности представления заявления и документов для актуализации сведений об объекте НВОС непосредственно после изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, рекомендуется проводить инвентаризацию до завершения процесса технического перевооружения объекта НВОС с учетом изменения режима его работы и источников загрязнения окружающей среды.

Таким образом, по мнению Росприроднадзора Вы должны сразу же были актуализироваться, как произошли изменения.

В данном мнении есть толика логики, т.к. срок не всегда определяется периодом времени/календарной датой, он может быть определён и событием (т.е. в данном случае это выявление изменения тех процессов). К тому же есть общий принцип достоверности публичных реестров, информация в них должна соответствовать действительности.

В месте с тем, т.к. в случае изменения характеристик всё же прямо такое требование и конкретный срок не прописан, то определённую свободу действий нам это даёт, разумеется которую мы должны объективно обосновать в случае чего и нужно готовить всегда аргументы, почему актуализировали именно в такую дату.

Однако, Вы не сможете обосновать своевременность направление заявки на актуализацию ТОЛЬКО после утверждения нового проекта и получения санитарно-эпидемиологического заключения, в т.ч. учитывая позицию Росприроднадзора, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2022 N Ф06-23590/2022 по делу N А65-5060/2022, как только Вы провели корректировку инвентаризации выбросов и подписали отчёт, то Вы должны подать заявку на актуализацию, в т.ч. это позволить отследить РПН, когда именно у Вас появились новые источники в целях корректного исчисления платы.

Исчисление платы.

У нас отсутствует порядок отмены разрешения на выброс, отменить разрешение можно только через суд.

Разумеется, что при появлении новых источников, увеличения массы выбросов, при проведении расчётов рассеивания Вы можете не "уложиться" в ПДК, поэтому, например, если выбросов стало меньше по конкретным ЗВ, которые ранее были включены в расчёт НДВ, новые ЗВ не входят в группы суммации это может стать дополнительным аргументом в пользу применимости Вашего решения, целесообразно по данному вопросу также проанализировать судебную практику.

В общем и целом Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881, говорят именно про случаи превышения нормативов и про случаи разрешения в принципе.

Согласно п.12. Правил при определении платежной базы учитываются в т.ч. объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов.

Согласно п. 19 Правил:

Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие используют:

при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, размещении отходов в пределах установленных лимитов на размещение отходов - формулы, указанные в пунктах 27 - 29 настоящих Правил;

при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ - формулу, указанную в пункте 31 настоящих Правил;

при превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов - формулы, указанные в пунктах 30, 32 и 33 настоящих Правил.

Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 г. получившие или переоформившие в установленном порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до получения комплексных экологических разрешений при исчислении платы за негативное воздействие используют:

при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, размещении отходов в пределах установленных лимитов на размещение отходов - формулы, указанные в пунктах 27 - 29 настоящих Правил;

при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ - формулу, указанную в пункте 31 настоящих Правил;

при превышении нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные), лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение - формулы, указанные в пунктах 30 и 32 - 34 настоящих Правил.

В формулах, указанных в пунктах 27, 31 и 33 настоящих Правил, при применении их лицами, указанными в абзацах первом и пятом настоящего пункта, нормативы допустимых выбросов или нормативы допустимых сбросов, временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы признаются соответственно предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ или предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ, лимитами на выбросы загрязняющих веществ, лимитами на сбросы загрязняющих веществ.

Таким образом мы видим, что в правилах речь идёт о разрешении в целом, а не об отдельно разрешённых выбросах, это может как-то с одной стороны оправдывать утверждение РПН, что плату НВОС необходимо платить за 2023 год как сверхлимит, с другой стороны разрешение есть, его никто не отменял, поэтому я бы трактовала всё неоднозначное в пользу природопользователя, и считала сверхлимит только за отсутствующие в разрешении источники и вещества, но предстоит "побороться".

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».