Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Экологическая экспертиза и лицензирование
ГЭЭ по п. 5 ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ

Доброе утро, уважаемые эксперты,

Наш завод производит пеностекольный щебень из отходов стекла 4 и 5 класса опасности (лицензия выдана в 2019 г., но по факту мы нам привозят отходы 5 класса по ФККО - тара стеклянная незагрязненная), с 2017 г. мы оказываем услуги по РОП для компаний, которым нужно выполнить норматив по утилизации стеклянной упаковки. В 2018 г. я обращалась в РПН с запросом о необходимости прохождения ГЭЭ, в письме был ответ об отсутствии такой необходимости со ссылкой на п. 7.5 ст. 11. Дословно: учитывая, что объекты в настоящее время уже эксплуатируются, то ГЭЭ на данные объекты не требуется. Я этим ответом была удовлетворена, поскольку не подозревала о п. 5 ст. 11. В 2021 г. после проверки отчетности о выполнении норматива утилизации мне пришло письмо от РПН с просьбой предоставить реквизиты положительного заключения ГЭЭ на технологию, применяемую в процессе утилизации отходов. Мои доводы "вы же сами написали, что нам она не нужна", конечно, не принялись во внимание. Я отправила им письмо с обоснованием, что наша технология не является новой, следующего содержания: В соответствии с абз. 3 Письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 мая 2011 г. № 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию», по мнению Минприроды России, к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии.

Научные основы производства пеностекла были заложены в 30-х годах прошлого столетия академиком И. И. Китайгородским. Под его руководством в Российском химико-технологическом университете им. Менделеева были получены первые образцы, а в 50-60-х годах профессор Минского научно-исследовательского института строительных материалов Б. К. Демидович продолжил исследование технологических аспектов производства пеностекла. В монографиях профессора Китайгородского (Технология стекла. Под ред. И. И. Китайгородского. – М. 1967), профессора Б. К. Демидовича (Производство и применение пеностекла. Минск: Наука и техника. 1972. 301 с.; Пеностекло. Минск: Наука и техника. 1975. 247 с.) и Ф. Шилла (Пеностекло. М.: Строительство, 1965. 308 с.) были изложены основные принципы производства, технологические особенности, структура себестоимости пеностекла.

С момента получения первых образцов пеностекла (30-е годы прошлого века) на территории Российской Федерации написано большое количество научных работ, диссертаций, получено патентов (запатентовано технических решений) по производству пеностекла и изделий из него (Приложение 1). Описанные технические решения впервые были использованы в СССР в середине 1950-х годов на Ивотском и Кучинском стекольном заводе, и в настоящее время широко применяются на территории Российской Федерации при производстве пеностекла (ООО «Изовер» (г. Красноярск), ООО «Мистраль» (г. Москва), ООО «Пеноситал» (г. Пермь), АО «СТЭС-Владимир (г. Владимир) и др.).

В середине 1990-х годов 20 века сильная школа специалистов в области разработки технических решений для производства пеностекла сложилась на базе Пермского национально-исследовательского политехнического университета. В нее входят профессор Пузанов И. С., Кетов А. А., Саулин Д. В. и др. Именно этим специалистам принадлежат исследования в сфере совершенствования гидратного механизма производства пеностекольных изделий, которые впоследствии были использованы для выбора технологии производства пеностекла на заводах ООО «Пеноситал» (г. Пермь) и ООО «АйСиЭм Гласс Калуга» (г. Калуга). Учитывая вышеизложенное, технология утилизации ООО «АйСиЭм Гласс Калуга» применяется на территории Российской Федерации длительный период времени, известна в отечественной научно-технической литературе и не относится к впервые предлагаемой к использованию на территории Российской Федерации.

Но такое обоснование РПН не удовлетворило, мне пришло письмо со ссылкой на Банк данных и технологий. Дословно: обращаем ваше внимание, что информация о наличии у вашего предприятия положительного заключения ГЭЭ на технологию отсутствует в банке данных РПН.

Насколько я понимаю, банк данных ведется только по тем технологиям, по которым предприятия получают положительное ГЭЭ, и которые сам же РПН туда заносит, или предприятия на добровольной основе такую информацию предоставляют. Если на технологию не требуется ГЭЭ, поскольку она существовала до 1995 г., она никогда туда не попадет. Помогите мне, пожалуйста, исчерпывающе ответить на письмо РПН и обосновать, что мы не должны получать ГЭЭ на нашу технологию утилизации отходов.

Вопрос еще в том, сколько может длиться эта переписка? До того, пока РПН не выпишут нам штраф? Чем грозит такой штраф предприятию? Будут ли отменены все акты об утилизации, которые мы выдали нашим контрагентам? И можно ли оспорить такое решение в суде, какова вероятность того, что суд признает правоту предприятия?

Спасибо!

access_time 30.08.2021
person_outline Виктория Галковская
Вы ответили на этот вопрос
2
ответа
436
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 2

access_time 03.09.2021

Здравствуйте, Виктория!

Я так понимаю, что этот запрос от РПН пришел согласно п.19 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2010 "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров" и в целях подтверждения представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в составе отчетности сведений РПН вправе запросить необходимую для контроля информацию у федеральных органов исполнительной власти, в распоряжении которых находятся эти сведения, а также у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми производителем товаров или импортером товаров заключен договор на утилизацию отходов от использования товаров, в том числе информацию о наличии соответствующих мощностей оборудования для утилизации отходов от использования товаров. Представление в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) указанной информации организациями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, осуществляется в 30-дневный срок.

Документ свежий, ни правоприменительной, ни судебной практики не наработано. Нужно проанализировать, что было указано в акте утилизации. В любом случае есть риск не принятия отчетности, тогда РПН готовит акт, доначисляет экособор, а предприятие, если не согласно, то спорит.

Имеющаяся в распоряжении судебная практика по таким делам не однозначная, особенно последних лет.

Здесь надо понимать следующее, если технология была апробирована и запущена в промышленное производство до 1995 года, до вступления в силу Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», и есть подтверждение, соответствующая проектная документация, разрешение на ввод в эксплуатацию и т.д. и сейчас эта технология и техника используются у Вас без какой-либо модернизации, то тогда есть хороший шанс выиграть суд. Однако, если были изменения в технологии, оборудовании (модернизация, реконструкция), то шансы резко сокращаются.

Действительно пунктом 5, ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определена необходимость проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня проектов технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

В силу статьи 3 ФЗ № 174 к принципам, на которых основывается экологическая экспертиза, относится презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

Минприроды России в письме от 13.05.2011 № 05-12-44/7250 разъясняет о том, что к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории РФ и прошедшие апробации технологии. Росприроднадзор в письме от 22.07.2019 N АА-10-02-32/19273 "О рассмотрении обращения" также указывал на то, что новой является впервые предлагаемая к использованию на территории Российской Федерации и прошедшая апробацию техника и технология.

Нужно отметить, что до 2007 года редакция ст. 11 ФЗ № 174 была следующая:

проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары".

Т.е. предполагалось наличие определенного перечня, но ввиду его отсутствия на практике исполнения этой нормы видимо не так строго требовалось.

Отдельная трудность в принципе определить, что такое вообще новые техника, технология, т.к. порядок определения новой технологии на сегодняшний день до конца не известен, отсутствуют разъяснения о том, какими документами подтверждается факт того, что техника и технологии являются новыми или не являются, косвенно можно сослаться на следующие положения налогового и гражданского законодательства:

Абзац 16.1 части 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ определяет выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Также в соответствии со статьей 1350 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ признаком новизны является отсутствие любых общедоступных сведений о технологии:

- Изобретение является новым, если оно неизвестно из уровня техники.

- Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники.

- Уровень техники для изобретения включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.

- При установлении новизны изобретения в уровень техники также включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на выдачу патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо в соответствии с пунктом 2 статьи 1385 или пунктом 2 статьи 1394 настоящего Кодекса, и запатентованные в Российской Федерации изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Под новой продукцией, согласно Рекомендациям Р 50-605-80-93, утвержденным Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 N 18, подразумевается впервые изготовленная в стране продукция, отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и принявшая новое обозначение, к которой относятся, в том числе, модернизированная продукция.

Что касается Банка данных и технологий, во-первых, он ведется с 01.08.2014 года, когда вступил в силу Приказ Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов". Во-вторых, согласно п.28. данного Порядка Банк данных в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов формируется на основе информации, добровольно предоставляемой собственниками и (или) разработчиками таких технологий, а также получаемой при проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на соответствующие новые технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду. Таким образом Банк данных содержит информацию не обо всех технологиях использования и обезвреживания отходов, поскольку информация в него поступает на основании данных юридических лиц, в том числе информации о проведенных в этой части государственных экологических экспертиз. Росприроднадзор не осуществляет самостоятельных действий по поиску используемых в РФ технологий. Указанный банк не используется в качестве единственного источника, на основании которого можно делать вывод о новизне технологий (данный вывод подтверждается судебной практикой см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.06.2021 N Ф09-4327/21 по делу N А60-51085/2020).

При этом еще раз отмечу, что в соответствии с порядком формирование банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов осуществляется Росприроднадзором на основании информации, поступившей в уведомительном порядке в Росприроднадзор и (или) его территориальные органы от собственников и (или) разработчиков технологий использования и обезвреживания отходов различных видов, посредством почтовых отправлений, по электронной почте или заполнения информационных бланков, размещенных на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет. В части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов собственник или разработчик вправе в добровольном порядке предоставить следующие сведения для включения технологии в БАНК согласно п. 29 Порядка:

-наименование технологии;
-назначение технологии (утилизация и (или) обезвреживание отходов).
-краткая характеристика технологического процесса утилизации или обезвреживания отходов;
-потребляемые ресурсы и отходы (Электроэнергия, кВт/ч; водопотребление, м3/с; -использование (обезвреживание) отходов, тонн (м3) в год.
-наименование и код по ФККО используемых (обезвреживаемых) отходов;
наименование и код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) получаемой вторичной продукции (энергии), иное (В случае отсутствия кода по ОКПД).
производительность при получении вторичной продукции (энергии) (Количество в год с указанием единицы измерения).
масса (объем), наименование и код по ФККО вторичных отходов, образующихся за год;
адрес, телефон, факс, интернет-сайт разработчика (собственника) технологии;
адрес, телефон, факс, интернет-сайт юридического лица (индивидуального предпринимателя), применяющего технологию;
применение технологии(промышленное, опытно-промышленное, опытное, иное).
основной вывод заключения государственной экологической экспертизы на технологию, его дата и номер, наименование органа, выдавшего заключение (в случае проведения государственной экологической экспертизы).

Поэтому собственник или разработчик технологии могут в уведомительном порядке подать сведения об описанной технологии в Росприроднадзор для внесения в Банк данных технологий, если Росприроднадзор откажется в нести данные сведения на том основании, что нет ГЭЭ, то тогда необходимо будет самим идти в суд.

Отдельно отмечу что, если Вы позиционируете себя утилизатором в рамках РОП, то Вам необходимо также подавать сведения о местах накопления отходов и об оборудовании для утилизации для внесения в Единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИСУОИТ). В настоящее время оператором системы является Российский экологический оператор.

Статьей 24.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования к ЕФГИСУОИТ. Статья 24.4 описывает предоставление информации в ЕФГИСУОИТ.

Правила создания, эксплуатации и модернизации ЕФГИСУОИТ установлены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года N 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров», в них пока не внесены изменения относительно РЭО.

Согласно п. 17 Правил ЕФГИСУОИТ информация для включения в систему учета отходов представляется поставщиком информации безвозмездно по перечню согласно приложению N 1, а также по формам согласно приложениям N 2 - 11 посредством информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, который создается и направляется с использованием программных средств системы учета отходов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Возможна подача сведений как в электронной форме с использованием программных средств системы учета отходов (через личный кабинет Росприроднадзора https://lk.rpn.gov.ru/) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Кроме того, в случае отсутствия технической возможности использования информационно-телекоммуникационных сетей информация представляется поставщиками информации оператору на бумажном носителе в одном экземпляре посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или поставщиком информации лично.

В разделе VI Приложения 1 Правил ЕФГИСУОИТ установлены типы документации, сроки предоставления и форма предоставления данной документации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров.

Так ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, хозяйствующими субъектами, осуществляющими утилизацию отходов от использованных товаров и упаковки, предоставляется информация о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов (по форме, предусмотренной приложением N 10 к Правилам ЕФГИСУОИТ), информация о местах (площадках) для сбора отходов от использования товаров, организованных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров (по форме, предусмотренной приложением N 11 к Правилам ЕФГИСУОИТ).

При этом я рекомендую уточнить все же у РЭО каким именно образом Вам можно направить им данную информацию, пару месяцев назад РЭО рассылал всем соответствующую таблицу для сбора данных и просил прислать ее им на почту.

В итоге, чем закончиться переписка предсказать трудно, но высока вероятность, что Вам придется отстаивать свои интересы в суде. Согласно ч. 1 ст. 67 "Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Поэтому для защиты своих интересов целесообразно заручиться поддержкой экспертного сообщества, провести патентное исследование, подтверждающее что технология появилась до 1995 г., обратиться в тот же Пермский национально-исследовательский политехнический университет, чтобы они подготовили заключение именно по Вашей технологии и оборудованию. Обратиться в Минэкономразвития, чтобы они выразили свое мнение о новизне Вашей технологии. Дополнительным аргументом для суда может быть и ранее полученное письмо от Росприроднадзора, что технология в ГЭЭ не нуждается.

При этом так же нужно помнить, что согласно п.1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Также в силу части 4 статьи 210 АПК по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Таким образом обязанность доказывания «новизны» техники/технологии при наложении на Вас штрафа по ст. 8.4 КоАП РФ возложена на Росприроднадзор, что подтверждает судебная практика (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2018 N Ф09-3530/18 по делу N А76-8688/2017; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2019 N 17АП-4525/2019-АК по делу N А60-60793/2018).

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».