Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Надзор и контроль
Проект водозабора

Добрый день! Прошу помочь разобраться со следующим вопросом.

У предприятия имеется лицензия на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Эксплуатация водозабора осуществляется 58 водозаборными скважинами. Скважины пробурены и эксплуатируются с 1983 г. Лицензия выдана в 2005 году (переоформлялась в связи с изменением наименования предприятия)

Во время плановой проверки Росприроднадзора 2020г. было выявлено нарушение ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1 и предписано устранить нарушение, разработав проект водозабора. Кроме того совместно с Роснедрами готовится протокол об приостановлении лицензии, а также предприятие привлечено к ответственности по п.7.3 КоАП.

При этом все условия лицензионного соглашения выполняются в полном объеме, отчетность предоставляется своевременно, в предыдущих проверках таких проблем не возникало.

Судебной практики по данному вопросу практически нет, но в имеющейся суды приходят к выводу, что разработка проекта должна предшествовать началу производства работ, связанных с бурением скважины и ее эксплуатации, с чем предприятие абсолютно согласно, ведь закон обратной силы не имеет. В лицензионное соглашение после вступления в силу вышеуказанной статьи, требования по разработке проекта с определенными сроками не вносились.

В связи с вышеизложенным прошу разъяснить, правомерны все-таки действия надзорного органа?

access_time 01.12.2020
person_outline Евгения
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
428
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 02.12.2020

Здравствуйте, Евгения!

С одной стороны:

Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (ст.23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Исключение составляет добыча подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки (ст.23.2 Закон РФ "О недрах").

Так, технический проект разработки месторождения подземных вод (он же проект водозабора) разрабатывается недропользователями, планирующими осуществлять или осуществляющими добычу подземных вод более 100 метров куб. в сутки с целью хозяйственно бытового, питьевого и технологического водоснабжения и является обязательным требованием.

Проекты водозаборов согласовываются Центральной Комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, Федерального агентства по недропользованию (Письмо Роснедра от 30.09.2019 г. N ОК-03-31/15754).

Требования к структуре проекта водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод установлены в разд.III Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод, утвержденных Приказом Минприроды России от 27.10.2010 г. N 463.

Таким образом, проект водозабора является обязательством недропользователя, то есть входит в состав тех действий, которые необходимо выполнить предприятию по лицензии. Даже если это обязательство не вписано в условия пользования недрами, прилагаемые к лицензии на добычу подземных вод (а вписывать его стали только с 2010 года), это не освобождает от ответственности за отсутствие проекта водозабора.

С другой стороны, по моему мнению, приостановление лицензии можно попытаться оспорить в суде тем, что :

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах").

Статья 7.3 КоАП РФ включает в себя два состава:

- пользование недрами без лицензии (ч.1);

- пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и (или) требований технического проекта (ч. 2).

Предприятие осуществляло деятельность с лицензией. Условия, установленные лицензией выполнялись. Получается, что отсутствие проекта водозабора приравнивают к нарушению требований технического проекта.

В судебной практике были отмены привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виду малозначительности совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ (см. Дело ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 14 декабря 2010 года N А43-13223/2010).






Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».