offline_pin Вопрос решен
Экологическая отчетность, ПЭК, аудит
Уточняющие вопросы по ПЭК для объектов 3 категории (план-график по выбросам, отчет, расчет платы)

Здравствуйте!

Прошу Вас разъяснить следующие моменты по ПЭК для объекта 3 категории:

1) Верно ли понимаю, что контроль должен производиться ежегодно, иначе нечего будет отразить в отчете по ПЭК и не удастся рассчитать плату за НВОС без повышающего коэффициента?

2) Что делать с источниками выбросов, на которых нет веществ 1-2 класса опасности? Их следует включать в план-график контроля и отражать в отчете, учитывая, что нормативов для них не должно быть?

3) Как быть, если соблюдается условие п. 9.1.2 Приказа №74 "в План - график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия", но при этом на источнике есть вещества 1-2 класса и источник нормируется?

4) Если невозможно инструментально проверить ДГУ по бензапирену, поскольку она аварийная и включается автоматически при перебоях в электроснабжении - можно ли расчетно тогда по затраченному диз.топливу (если оно тратилось) установить факт.объем и сравнить с нормативом?

5) В отчете за 2019г по 3 категории не указаны результаты контроля ДГУ для веществ 1-2 класса, при этом плата рассчитана в пределах нормативов. Имеет ли смысл дополнить отчет данным источником постфактум и направить уведомительно в РПН, сославшись на техническую ошибку?

6) На какой документ ориентироваться при составлении план-графика наблюдений за атмосферным воздухом? Приказ №74 очень скуп на требования в этой части.

access_time 05.11.2020
person_outline Юлия, Казань
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
445
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 09.11.2020

Здравствуйте, Юлия!

По п.1 прямо из действующих законодательных требований данный вывод не следует, т.к. требования к установлению периодичности контроля выбросов в 74 Приказе МПР не прописаны, собственно вообще нет официально утвержденного НПА, которым бы устанавливались данные требования («Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г., введенное письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 таковым НПА не является), официальных разъяснений по данному вопросу МПР не давало, однако, не официально его представители подтверждали данную точку зрения на одном из экологических форумов. Из практических соображений, а также из п. 11(1) и п. 17 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв.Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, получается, что для определения платёжной базы минимум раз в год необходимо проводить замеры или расчеты в рамках контрольных мероприятий, также в данном случае, полагаю, целесообразно обратиться за разъяснением по конкретно Вашей ситуации в Минприроды РФ.

По п. 2 Согласно положениям п. 9.1.1 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 в отчете по ПЭК объектов III категории в принципе должны указываться только нормируемые вещества, что подтверждается письмом МПР от 20 сентября 2019 года N 12-47/22755, таким образом, такие вещества в контроль в рамках ПЭК не включаются, но как за них платить и надо ли вопрос все же подвисает, т.к. это положение Приказа № 74 не состыковывается с положениями п.8 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 31.07.2020) (...при исчислении платы за НВОС хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете по ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, НДС,за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), т.е. из логики закона получается, что плату за них не должны вносить, но прямо это не прописано. Можно также обратиться по этому поводу за разъяснением в МПР, например, для аналогичной ситуации в сбросах такие разъяснения были даны в Письме Минприроды России от 6 марта 2020 года № 12-47/5874 «О разъяснении вопросов предоставления отчетности объектами III категории и взимания платы за негативное воздействие», в котором МПР подтверждает, что за сбросы в которых отсутствуют радиоактивные вещества, высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II классов опасности) плата не взимается.

по п.3 можно не включать в план-график контроля данные вещества и источники, см. также письмо Росприроднадзора от 27 августа 2019 г. N РН-03-01-32/23010 "Об осуществлении производственного экологического контроля".

по п.4 я полагаю, что возможно, обосновать можно тем, что для таких источников в принципе допускается применение расчетных методов, см. положения п.27 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352, правда надо смотреть как у Вас были установлены нормативы, потому что согласно положениям «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г., и здравой логике для контроля нормативов должны применяться те методы, на основании которых они были установлены.

по п.5 я бы уже не рекомендовала, во-первых, риск привлечения по 8.5 КоАП РФ сильно большой, а так срок давности может успеет выйти, во-вторых, вопрос о необходимости контроля все же спорный, если допустим соблюдается условие п. 9.1.2 Приказа МПР 74, и не однозначен вопрос о периодичности контроля, а на применение повышающего коэф. это не влияет, если выброс осуществлялся в пределах установленных нормативов.

по п.6 как уже упоминала выше смотрите «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г., введенное письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521, другого пока нет.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».