offline_pin Вопрос решен
Охрана атмосферного воздуха
О изменении категории объекта НВОС со со II на III (выброс-0,250 т/г при производстве керамики)

Из ответа Росприроднадзора на запрос об изменении категории объекта НВОС (со II на III) в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет:

«Предприятию ООО «Х» была присвоена II категория в соответствии пп. «г», «ш» п. ПП Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, согласно представленным в заявке ОКВЭД

-23.41.13.190 – изделия декоративные прочие;

- 23.69.19.000 -изделия из цемента, бетона и искусственного камня, не включенные в другие группировки.

Следовательно, оснований для изменения категории объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду не имеется.»

Согласно техотчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ (2019 г.) выбросы от хозяйственной деятельности предприятия:

Всего веществ (17):0,247919 т/год

в том числе твердых (8):0,095297 т/г

жидких и газообразных (9): 0,152622 т/г.

Вещество, относящееся ко 2 классу опасности, выбрасывается в количестве 0,000068 т/год.

Согласно ФЗ-7 при отнесении объектов , оказывающих негативное воздействие на ОС, учитывается уровень воздействия.

Вопрос: существует ли возможность для предприятия с указанным воздействием (количество выбросов ЗВ -0,248 т/год) и вышеуказанными видами деятельности изменить категорию объекта НВОС со со II на III?

access_time 20.11.2019
person_outline Оксана Ивановна Красношапка
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
745
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 20.11.2019

Здравствуйте, Оксана Ивановна!

Согласно п.2 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Далее - ФЗ №7) при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, должны учитываться:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

При этом Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий в настоящий момент, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (Далее Постановление Правительства №1029).

Действующие Критерии основаны на отраслевой принадлежности предприятий с учетом показателей производительности и мощности. Данные показатели производительности и мощности для ряда отраслей производств приняты на основании Директивы Совета Европейского Союза 2010/75/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений" (Принята в г. Страсбурге 24.11.2010) и Модельного закона о предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды, принятом в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-8 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, т.к (в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта поправок к Критериям № 02/07/10-18/00084666 в п. 4.2 есть ссылка на данные документы). При этом ни в Директиве, ни в Модельном законе нет обоснований того, как эти показатели привязаны к уровню оказываемого негативного воздействия объектами на окружающую среду.

В настоящее время с учетом формы заявки, утв. Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (ред. от 27.09.2016 г.) и Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572, приоритетное значение для отнесения объекта НВОС к той или иной категории имеют: вид хозяйственной деятельности (основной и вспомогательной) (код по "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (ОКВЭД 2), вид продукции ("ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (ОКПД 2) и сведения об объемах хозяйственной деятельности/мощности производства. Косвенно на принадлежность к той или иной категории могут указывать сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления (если таковое осуществляется на собственных объектах размещения отходов, зарегистрированных в установленном порядке).

Таким образом, можно констатировать, что действующие Критерии являются формальными и не отражают фактическое воздействие объектов негативного воздействия на окружающую среду, т. к. не учитывают технологию производства, в том числе, внедрение наилучших доступных технологий (далее – НДТ), эффективность работы системы очистки и обезвреживания выбросов и сбросов, не учитывают объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, степень их токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства, классы опасности и объемы образующихся отходов, которые должны учитываться при отнесении объектов к той или иной категории в соответствии с частью 2 статьи 4.2 ФЗ № 7. Критерии неоднородны по своему составу, что часто приводит к субъективности при присвоении категории и зависимости от персональной компетентности и опыта конкретного инспектора. Такие критерии не могут учитывать уровень природоохранной деятельности объекта. Так, например, критерием является проектная мощность предприятия. Безусловно, при одинаковой технологии основного и вспомогательного производств, эффективности природоохранного оборудования еще можно утверждать, что чем больше продукции выпускает предприятие, тем оно оказывает более негативное воздействие на окружающую среду. Однако бесспорным фактом является то, что при производстве одного и того же вида продукции одинакового объема с применением различных технологий, различных марок основного оборудования, разных производителей, и различного природоохранного оборудования воздействие на окружающую среду будет отличаться, далеко не всегда существует прямая связь между производительностью предприятия и негативным воздействием оказываемым им на окружающую среду! Методологическая основа действующих Критериев игнорирует показатели реального негативного воздействия на окружающую среду объектов негативного воздействия.

Сейчас идет процесс рассмотрения проекта постановления Правительства РФ о внесении изменений в критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства от 28 сентября 2015 г. № 1029 (проект размещен по адресу http://regulation.gov.ru/projects#npa=84666), при Росприроднадзоре функционирует рабочая группа анализирующая возможность методологического изменения Критериев.

Но пока, к сожалению, факт остается фактом, если хозяйствующей субъект осуществляет определенную в Критериях отраслевую деятельность, по соответствующему ОКВЭД 2 и ОКПД 2, то попадает под определенную категорию и актуализироваться на другую категорию с учетом уровня фактического воздействие в настоящее время не возможно. Пока возможно только участвовать в изменении самих Критериев.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».