offline_pin Вопрос решен
Экологические платежи
плата за НВОС: III категория-за выбросы без разреш.,IV (V)-за размещение отходов не ТКО

Согласно <Письмо> Росприроднадзора от 20.06.2018 N АА-10-02-32/12525 "О рассмотрении обращения" :После 1.01.2019 года при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена и на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представление «Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов» и «Декларации о воздействии на окружающую среду» не требуются.

1 Если на предприятии образуются отходы, которые размещаются на полигоне ТКО, но к таковым не относятся вышеуказанные предприятия НЕ платят за НВОС?

2 Объект III категории провел инвентаризацию выбросов.Проект ПДВ (НДВ) – отменен, т.е.произвести расчет рассеивания ЗВ, установить нормативы выбросов для загрязняющих веществ; а также разработать проект производственно-экологического контроля (ПЭК) – не может.И как следствие,не имея разрешения на выбросы, при«Расчете суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» имеет«сверхлимитный выброс»?.

Прошу разъяснить возможность выполнения требований действующего законодательства для предприятия III категории в части платы за НВОС.

access_time 21.10.2019
person_outline Оксана Ивановна Красношапка
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
630
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 21.10.2019

Здравствуйте, Оксана Ивановна!

По первому вопросу в части внесения платы за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам объектами НВОС IV категории и не категорированными объектами.

Согласно первому абзацу ч.1 с. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"(ред. от 27.12.2018) (далее ФЗ № 7), лица, эксплуатирующие исключительно объекты НВОС IV категории, не вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду, это касается и размещения отходов, в том числе которые не относятся к коммунальным.

Что касается не категорированных объектов. Согласно ч. 2 ст. 16.1 ФЗ № 7 учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, опираясь на данный пункт, можно было бы считать, что раз на государственный учет поставить данный объект не возможно, т.к. в настоящее время в соответствии с Критериями данный объект не является объектом НВОС, то и платить за негативное воздействие, в т.ч. за размещение отходов не нужно. Данная позиция подтверждается Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 N 01АП-7017/2018 по делу N А38-2502/2018 (Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.03.2019 N Ф01-638/2019 данное постановление оставлено без изменения).

Однако, во втором абзаце первой части данной статьи указано, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. В своем письме от 14.12.2017 N 09-47/34954 Минприроды России также указывает на то, что не категорированные объекты платят за не ТКО отходы. Данная позиция подтверждается решением суда от 27 декабря 2017 года, по делу № А40-200866/2017 (Постановлением 9-го Арбитражного Апелляционного суда № 09АП-2866/2018 это решение оставлено без изменения).

Таким образом, учитывая, что в настоящее время для не категорированных объектов порядок расчета платы за размещение отходов по факту отсутствует, полагаю, с учетом в т.ч. наличия положительной судебной практики, если ничего к отчетному периоду не поменяется и при готовности отстаивать свои интересы в суде, вносить плату за размещение отходов, не относящихся к ТКО, хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на объектах, не относящихся к объектам негативного воздействия в соответствии с действующими Критериями отнесения объектов к соответствующей категории негативного воздействия, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029,не нужно. При этом нужно получить письмо от уполномоченного органа, что объект не может быть поставлен на гос.учет, т.к. не является объектом негативного воздействия.

При этом следует придерживаться следующей общей позиции: «Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов негативного воздействия на окружающую среду, обязанность по внесению платы за такую деятельность (негативное воздействие на окружающую среду) у них отсутствует, т.к. предоставление льготы владельцам объектов IV категории, наносящим окружающей среде минимальный вред, предполагает освобождение от каких-либо платежей и владельцев объектов, не наносящим вред окружающей среде».

По второму вопросу в части внесения платы за выбросы объектами негативного воздействия III категории.

Во-первых, согласноп.4 ст.22 ФЗ № 7 нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории обязаны ТОЛЬКО рассчитать нормативы для веществ I, II класса опасности. Т.к. иных требований к оформлению данных расчетов не установлено, то в настоящее время для этих целей целесообразно применять постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Т.е. рассчитать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности Вы можете, провести расчет рассеивания тоже, в т.ч. и на границе объекта, чтобы в соответствии с п. 9.1.2 и 9.1.3 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74 “Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля”, определить источники, которые д.б. включены в программу производственного экологического контроля. ППЭК соответственно разработать Вы тоже можете.

Далее относительно расчета платы за выбросы.

В соответствии с требованиями п.8 ст. 16.3 ФЗ № 7 при исчислении платы за НВОС объектами III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – отчет по ПЭК), признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением веществ I, II класса опасности. Однако, как уже приводилось выше, разработка программы ПЭК регламентируется приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 и в соответствии с требованиями этого приказа контролю подлежат только те вещества, в отношении которых установлены предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы:

« 9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы…»

Таким образом, в программу и отчет по ПЭК для объектов III категории попадут только вещества I, II класса опасности. Поэтому формулировка из ФЗ № 7, что «объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете по ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением веществ I, II класса опасности» приводит к отсутствию таких веществ, на которые она может быть распространена.

В своем Письме от 06.06.2019 N 06-19-44/12844 "Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду" Минприроды России делает попытку разъяснить некоторые вопросы, касающиеся исчисления размера платы за НВОС объектами III категории, однако по сути письмо просто содержит не взаимоувязанные выдержки из действующего законодательства, применимого к объектами III категории.

В частности, дается отсылка к Постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" к положениям пунктов 11(1) и 11(2) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв. данным постановлением, (отмечу, что пока редакция данных пунктов с 01.01.2020 не измениться):

11(1). При исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

(п. 11(1) введен пунктом 2 Изменений, утв. данным Постановлением)

11(2). Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие, III категории, в отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением выбросов радиоактивных веществ), для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил, а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.

При непредставлении отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.

Согласно п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ред. от 29.07.2018) для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, однако, данный порядок, форма и требования к данной отчетности в настоящее время не установлены. О чем так же говориться в упомянутом письме.

В данном письме также указано, что действующие на сегодняшний день Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, в настоящий момент корректируются Минприроды России в соответствии с действующим законодательством. Правила хоть и вносят изменения сами в себя, но все равно не учитывают всех нововведений Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 26.07.2019), в связи с чем возникла необходимость их поправить. В частности, в Правилах планируется уточнить вопросы исчисления платы, исходя из представления либо непредставления по объектам III категории отчета по ПЭК. Также сообщается, что в Правилах будет предусмотрено, что в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете по ПЭК, либо при непредставлении отчета по ПЭК, при исчислении платы такие плательщики будут использовать коэффициент, равный 25.

Возможно, в итоге отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ОНВ III категории будет подаваться в рамках отчета по ПЭК.

В общем, что касается платы за выбросы ОНВ III категории, то необходимо дождаться выхода конкретных НПА по отчетности для объектов III категории, анонсированных изменений в форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее представления, утв. Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 и в Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" или, как минимум, более конкретных разъяснительных писем уполномоченных органов.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».