offline_pin Вопрос решен
Экологическая экспертиза и лицензирование
Сбор отходов 4 класса опасности без лицензии

Добрый день. Согласно ст. 1 ФЗ-89 об отходах производства и потребления, сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Наше предприятие планирует сбор отходов от юр. лиц и физ.лиц, в основном вторсырье. Но есть отходы, которые в соответствии с ФККО относятся к отходам 4 класса опасности. Предприятие планирует их только принимать и передавать лицензируемым предприятиям на утилизацию. Транспортировать отходы планируется с привлечением транспортной компании, имеющей лицензию на транспортировку. Нужно ли в нашем случае получать лицензию на сбор отходов?

access_time 24.07.2019
person_outline Галина
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
680
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 24.07.2019

Здравствуйте!

Принятие отходов I-IV класса опасности у населения или юридических лиц (заказчиков) даже при транспортировке наемным транспортом, требует соблюдения законодательства в области обращения с отходами, в том числе в области лицензирования обращения с отходами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Отходы как объект гражданско-правовых отношений следует признавать движимым имуществом, так как согласно ч. 2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к таковым относятся вещи, не относящиеся к недвижимости.

Статья 236 Гражданского кодекса РФ: «гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество».

Заказчик, передавая отходы, не планирует в дальнейшем забрать их обратно и таким образом отказывается от права собственности на принадлежащее ему имущество.

Статья 226 Гражданского кодекса РФ: «1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность».

В случае организаций – приемщиков отходов с целью транспортировки и дальнейшей передачи такие действия могут быть расценены как действия с приобретением права собственности. Далее, граница балансовой принадлежности отходов определяется местом их передачи на утилизацию в организации, занимающиеся обезвреживанием и/или размещением отходов.

Как описано в воспросе, Ваше предприятие, осуществляет услуги по сбору отходов I-IV класса опасности у населения и/или юридических лиц, транспортирует их арендованным спецтранспортом к месту передачи. Но даже и в этом случае затрагиваются нормы, прописные в Постановлении Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (ред. от 28.12.2018) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"):

«Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности:

Сбор отходов IV класса опасности…»

Таким образом, процедуру получения лицензии подобным организациям не избежать, так как выявление подобного нарушения сулит штрафные санкции на юридическое лицо согласно "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

"Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019):

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой."

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в регионах – территориальным отделом Росприроднадзора.

Избежать лицензирования возможно только в случае приема отходов 5 класса опасности, но тогда в спорных моментах (однообразный отход может классифицироваться и как отход 4 класса, и как отход 5 класса, например: 40512202605 отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и 40581191604 отходы бумаги и картона в смеси) поможет предоставление паспорта (или протокола биотестирования) на передаваемый отход от заказчика.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».