offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Обращение с вторсырьем

Здравствуйте!

В результате работы производства образуются не только отходы, которые необходимо утилизировать или размещать, но и вторсырье, которое можно отдать/продать на переработку.

Например: местная фирма готова у меня забирать пластик (канистры, бутылки, пленку итд )на безвозмездной основе. Предмет договора : вывоз вторсырья.

Какие документы мне необходимо запрашивать у фирмы которая готова у меня забрать/купить вторсырье? Необходимо ли наличие лицензии на транспортировку, переработку? Необходимо ли прослеживать все цепочку, как в случае с отходами? Требовать ли акты об утилизации? Нужно ли мне вести такую-же строгую отчетность как по отходам?




access_time 04.03.2019
person_outline Наталья Наталья
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
135
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Мария Ламихова , Саратов
«ООО НПО "Экологический центр"»
textsms 123 ответа
access_time 05.03.2019

Добрый день! Федеральное законодательство гласит.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Отходы, обозначенные в вопросе, могут быть отнесены по разным признакам как к 5 классу, так ик 4 классу опасности в соответствии с их составом и свойствами. В первую очередь данные отходы необходимо паспортизировать и выяснить их класс .Если они отнесены к 5 классу - никаких проблем с передачей их в каком угодно качестве сторонним лицам нет, будь то в качестве вторсырья или в качестве отхода. Для реализации данных материалов в качестве вторсырья необходимо лишь везде проводить их в бухгалтерском учете как вторсырье, а не как отход. Для этого обратимся к разъяснениям Минприроды схожей ситуации по поводу органических удобрений.

Разъяснения Минприроды России по вопросу оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности при обращении с навозом

[...]

Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,

при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

То есть, если пластик - вторсырье, то оно везде отображается как вторсырье, лицензия не нужна, паспорт отхода не нужен, учет его как отхода не ведется. Если же сдавать пластик как отход 4 класса, необходимо с вашей стороны иметь паспорт отхода в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", а со стороны приемщика - лицензию на транспортирование отхода, и далее нужно отслеживать всю цепочку обращения с отходом для отчетности перед контролирующими органами, разумеется, с предоставлением актов вывоза или утилизации отхода. На собственном производстве пластик будет учитываться как отход в соответствии с формой первичного учета отходов по приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».