offline_pin Вопрос решен
Проектная документация
аварийный выброс

Добрый день!

Подскажите пожалуйста:

1.Нужно ли учитывать аварийный режим работы котельной (основное топливо - газ, в случае аварии -дизельное или мазут) в проекте нормативов допустимых выбросов и инвентаризации выбросов?


2. Каким образом в таком случае провести расчет, для котельной мощностью свыше 50 МВт?

access_time 06.03.2025
person_outline Экология региона
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
81
просмотр

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Михаил Улитин , Нижний Новгород
«Экология производства»
textsms 17 ответов
access_time 06.03.2025

1. Нет, считаю, что в данном случае в инвентаризации выбросов и нормативах допустимых выбросов не учитываются аварийные выбросы, если данные аварийные выбросы не характеризуются как «нестационарность выбросов» - в данном случае необходимо проанализировать проектную документацию на котельную.

По данному вопросу рекомендую дополнительно направить официальный запрос в Росприроднадзор/Минприроды России.

2. Возможность расчета в данном случае зависит от применения инструментальных методов и от возможности подбора методики расчета выбросов.

Нормативное обоснование ответа:

1.2 В ходе инвентаризации выбросов при определении качественных и количественных показателей выбросов от стационарных источников должны быть выявлены, учтены и проанализированы изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неодновременной, неравномерной работой оборудования, изменениями режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества (нестационарность выбросов) (п.9 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871).

При выявлении нестационарности выбросов анализируется изменение качественных и количественных показателей выбросов для разных этапов многостадийных технологических процессов и для разных режимов работы оборудования.

Для стационарных источников, выбросы которых изменяются в течение года, сезона, месяца, недели, суток, производственной смены, выявляются факторы, влияющие на нестационарность выбросов в различные периоды времени: характеристики и расход сырья или топлива; загруженность, продолжительность и одновременность работы оборудования и устройств, являющихся частями технологического процесса (п.10 Порядка).

Для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы (п.18 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871).

Так, использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях (п.26 Порядка):

- отсутствие аттестованных методик (методов) измерения загрязняющего вещества;

- отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации, утверждаемыми Росстандартом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику).

Так, расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования применяются для инвентаризации выбросов от топливосжигающих установок мощностью не более 50 МВт (п.28 Порядка).

Исходя из Вашего вопроса котельная более 50 МВт.

В данном случае необходимо использовать инструментальные методы при отсутствии оснований из пункта 26 Правил.

При применении расчетных методов необходимо использовать методики, утвержденные Минприроды России.

При этом, если перечень методик расчета выбросов не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования (п.29 Порядка).

Для разработки нормативов допустимых выбросов необходимо руководствоваться Методикой разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - Методика), утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581.

Методика определяет порядок разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - предельно допустимые выбросы, выбросы соответственно), за исключением разработки предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийные выбросы), а также порядок оформления расчетов нормативов допустимых выбросов (п.1 Методики).

Исходя из этого, в нормативы допустимых выбросов не включаются аварийные выбросы.

В тоже время, хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения (п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Кроме этого, при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные) (п.4 ст.16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Исходя из этого, при возникновении аварии необходимо рассчитывать плату по фактической массе аварийных выбросов.

В заключении отмечу, что если выбросы от котельной характеризуются именно как аварийные, то они не учитываются, в тоже время, данные выбросы могут характеризоваться как «нестационарность выбросов».

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».