offline_pin Вопрос решен
Проектная документация
Необходимость оформления Проекта ликвидации объекта накопленного вреда

Есть полигон в стадии рекультивации (осталось месяца три до окончания работ). Проект прошел все экспертизы, деньги были федеральные. Собственник разработал еще и Проект ликвидации объекта накопленного вреда и требует его согласовать в ЦА РПН. Вопрос: была ли необходимость в разработке такого проекта и если да, то как его согласовать? В ЛК природопользователя я не нашла такого функционала.

access_time 04.01.2025
person_outline Светлана Богучарскова, Калуга
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
61
просмотр

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Михаил Улитин , Нижний Новгород
«Экология производства»
textsms 4 ответа
access_time 09.01.2025

Да, была необходимость в разработки проекта ликвидации, если данный объект включен в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Особенности согласования проекта представлены в обосновании.

Обоснование ответа:

Ликвидация накопленного вреда осуществляется в отношении объектов накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (п.2 Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее – Правила ликвидации), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2023 N 2323).

Организация ликвидации накопленного вреда включает в себя (п.4 Правил ликвидации):

- проведение необходимых обследований объекта;

- разработку проекта ликвидации;

- утверждение проекта ликвидации;

- проведение ликвидации накопленного вреда.

Исходя из этого, если объект включен в государственный реестр объектов накопленного вреда, то в отношении данного объекта необходимо разрабатывать проект ликвидации.

В свою очередь, заявление о включении объекта в государственный реестр подается заявителем в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письменной форме или в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, в соответствии с типовой формой заявления, устанавливаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

К заявлению о включении объекта в государственный реестр прилагаются результаты инвентаризации объекта (п.6 Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 N 2268).

Так, проекты ликвидации до их утверждения подлежат (п.9 Правил ликвидации):

- государственной экологической экспертизе (ГЭЭ);

- проверке достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации, за исключением проектов ликвидации, подлежащих государственной экспертизе проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в связи с планируемыми строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, осуществляемой Росприроднадзором или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями;

- государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности.

Проект ликвидации, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации, осуществляемой Росприроднадзором или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, в течение 10 рабочих дней со дня выдачи последнего положительного заключения утверждается заказчиком (п.10 Правил ликвидации).

Стоит отметить, что для получения положительного заключения ГЭЭ в отношении проекта ликвидации необходимо подготовить следующие документы (п.16 Перечня документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам государственной экологической экспертизы, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.05.2024 N 283):

- проект ликвидации накопленного вреда окружающей среде;

- материалы оценки воздействия на окружающую среду;

- заключение Росрыболовства;

- заключение общественной экологической экспертизы;

- материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами, организованных органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- перечень изменений, внесенных в документы и (или) документацию, подлежащие государственной экологической экспертизе, в том числе с учетом переработки по замечаниям, изложенным в отрицательном заключении государственной экологической экспертизы, в случае проведения повторной государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, в отношении которых получено данное отрицательное заключение.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».