Добрый день! Коллеги, подскажите, как вообще учитывать отходы, которые мы продаем в журнале движения/образования, в экологической отчетности? Например, макулатура, гофра, различные виды пластика, пленки у нас готовы покупать, т.е. утилизировать не нужно, но это же образующиеся отходы...Помогите разобраться, пожалуйста
Здравствуйте, Ксения!
Основная задача отходо образователя - это обеспечить надлежащее обращение с отходами (произвести обработку, утилизацию, обезвреживание или размещение собственными силами или с привлечением специализированной организации) и достоверно отобразить соответствующее движение в данных учёта отходов и отчётности.
Вся проблема в том, что договора купли-продажи (далее - ДКП) подтверждают только переход права собственности с точки зрения гражданского законодательства и всё, они не подтверждают факт утилизации, более того покупатель не обязан перед вами отчитываться, что произошло далее с его собственностью, т.е. с отходами, тем более, если сами они ни чего не утилизирует, т.е. вообще ни каких гарантий и подтверждений дать не могут.
Важно понимать, что "отход" и "товар" термины из разных веток законодательства одно и то же может быть как отходом в рамках Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", так и товаром в рамках гражданско-правовых отношений, но статус "товара" не отменяет статуса "отхода" и соответствующих обязательств. Продажа чего-то именно утилизатору, именно для целей утилизации прямо указывает на статус этого как "отхода", при этом документарно подтвердить именно утилизацию отхода в случае заключения договора купли продажи будет весьма проблематично.Отход переходит в статус "товар", если Вы решили его продать, но при этом статус "отхода" у него не исчезает. Термин "товар" не определяет статус того, что у Вас образуется на предприятии. "Товар" согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ"О защите конкуренции" – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Отнесение того, что образуется на предприятии, к продукту, побочному продукту производства, отходу или бывшему в употреблении изделию или материалу осуществляет само предприятие с учётом основного признака отхода (удаление в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ) и имеющихся исключений веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства, установленных распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 N 4249-р.
С одной стороны, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ не содержит прямого запрета на продажу отходов и ст. 4 данного закона отсылает нас к гражданскому законодательству ("Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ). С другой стороны, все остальные положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обязывают образователя отходов обеспечить их учёт и надлежащее обращение с ними, т.е. сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Таким образом, мы имеем возможность отход реализовать (продать как товар), в виду его определённой ценности, но вместе с тем не можем подтвердить данным договором, что с отходом произошло по факту. Отход переходит в статус "товар", если Вы решили его продать, но при этом статус "отхода" у него не исчезает.
Сложность подтвердить утилизацию отхода, имея только договор купли-продажи, заключается в том, что "утилизация" - это услуга, определённый вид работ, который должен быть заказан и оплачен, а ДКП только подтверждает переход права собственности и ни как не может подтвердить выполнение соответствующих видов работ.
Также новый собственник отходов ничего предоставлять Вам не должен, в т.ч. обеспечивать утилизацию, Вы такой услуги ему не заказали, и он вправе распоряжаться своей собственностью, пусть и отходом, как пожелает (перепродать или передать на захоронение, при этом плату за данное размещение должен будет внести образователь данного отхода, а не собственник (см. п. 4 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Вот в этом и кроется основной риск, что если надзорный орган запросит у Вас документы, подтверждающие утилизацию (соответствующий договор и акт выполненных работ), Вы их предоставить НЕ сможете. При наличии только ДКП, у покупателя нет основания выдавать Вам акт о выполнении работ (он не обязательно должен называться актом об утилизации, м.б. в любой форме, достаточно корректно указывать предмет договора на оказание услуг), даже если Вы пропишите выдачу Вам этого акта в ДКП, т.к. это не будет "биться" с бухгалтерским учётом и у налоговой службы будут вопросы.
Чтобы убрать эти риски рекомендуется заключать "смешанный" договор, который содержит в себе существенные условия и договора оказания услуг, что контрагент обязуется утилизировать отходы, и договора реализации, что этот же контрагент обязуется компенсировать стоимость отхода или выкупить у Вас продукт утилизации. Тогда Вы сможете требовать с него акт выполненных работ, подтверждающий утилизацию отходов.
Например, формулировка предмета такого договора может звучать следующим образом:
....В соответствии с условиями Договора Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика, оформляемому на основании Заявки по форме Приложения №1 к Договору, работы по транспортированию, обработке и утилизации принадлежащих Заказчику отходов и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
....В соответствии с условиями Договора Заказчик обязуется передать в собственность Исполнителя продукцию, полученную в результате работ по утилизации отходов, переданных Заказчиком по Договору (далее – Товар) в объемах, полученных в ходе исполнения, а Исполнитель обязуется принять и оплатить Товар.
Как правило, в рамках такого договора чётко прописывается предмет договора в виде перечня конкретных наименований отходов с кодами по ФККО и целей их передачи и дальнейшего обращения, прописывается какие документы должны быть предоставлены контрагентом (цепочки договоров, акты приёма-передачи, транспортные накладные, УПД, счёт-фактура, акт об оказании услуг/работ, в которых указано какие именно виды отходов, в каком именно количестве были приняты и переданы и утилизированы). Условия договора на передачу отходов должны быть наиболее полными и регламентирующими прежде всего обязанности каждой из сторон договора. В соответствии с Письмом МПР от 13.11.2023 № 19-50/17031-ОГ одним из важнейших условий договора является цель(цели) передачи и приема отходов и соответствие данной цели (данных целей) виду (видам) обращения с отходами, указанному (указанным) в действующей лицензии принимающей стороны. Если цель (цели) передачи и приема отходов, например - обработка и утилизация, то в действующей лицензии принимающей стороны должно быть и то, и другое. При этом если в действующей лицензии принимающей стороны не указана конечная цель (цели) передачи отходов (размещение, утилизация, обезвреживание) то, по мнению Минприроды, возможно запросить у принимающей стороны заверенную копию договора(ов) на дальнейшую передачу данных отходов, чтобы, как указывалось ранее, прослеживался путь отходов от отходообразователя до хозяйствующего субъекта, осуществляющего конечный этап обращения с ними.
К сожалению заставить заготовителей работать по этим правилам невозможно, пока есть спрос, есть и только такие предложение, пока риски быть привлечёнными к ответственности минимальны, а утилизаторов, готовых заключать смешанные договоры на рынке мало, если у Вас не получиться заключить смешанный договор, то попробуйте хотя бы заключить договор купли-продажи напрямую с утилизатором и прописать там все обязательства, связанные с выполнением требований по обращению с отходами. Дополнительно смотрите пример положительной судебной практики постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2023 № Ф02-5093/2023 по делу № А33-12461/2022 (Определением Верховного суда РФ от 19.01.2024 № 302-ЭС23-27305 отказано в передаче дела № А33-12461/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ), отдельно отмечу, что отрицательной судебной практики пока больше, но вся она пока касается специфических отходов.
Уважаемый гость!
Ответы на вопросы на нашем сайте могут просматривать только пользователи, зарегистрированные как клиенты.