offline_pin Вопрос решен
Экологическая отчетность
Учет продаваемых отходов

Добрый день! Коллеги, подскажите, как вообще учитывать отходы, которые мы продаем в журнале движения/образования, в экологической отчетности? Например, макулатура, гофра, различные виды пластика, пленки у нас готовы покупать, т.е. утилизировать не нужно, но это же образующиеся отходы...Помогите разобраться, пожалуйста

access_time 08.11.2024
person_outline Ксения
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
64
просмотра

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 10.11.2024

Здравствуйте, Ксения!

Основная задача отходо образователя - это обеспечить надлежащее обращение с отходами (произвести обработку, утилизацию, обезвреживание или размещение собственными силами или с привлечением специализированной организации) и достоверно отобразить соответствующее движение в данных учёта отходов и отчётности.

Вся проблема в том, что договора купли-продажи (далее - ДКП) подтверждают только переход права собственности с точки зрения гражданского законодательства и всё, они не подтверждают факт утилизации, более того покупатель не обязан перед вами отчитываться, что произошло далее с его собственностью, т.е. с отходами, тем более, если сами они ни чего не утилизирует, т.е. вообще ни каких гарантий и подтверждений дать не могут.

Важно понимать, что "отход" и "товар" термины из разных веток законодательства одно и то же может быть как отходом в рамках Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", так и товаром в рамках гражданско-правовых отношений, но статус "товара" не отменяет статуса "отхода" и соответствующих обязательств. Продажа чего-то именно утилизатору, именно для целей утилизации прямо указывает на статус этого как "отхода", при этом документарно подтвердить именно утилизацию отхода в случае заключения договора купли продажи будет весьма проблематично.Отход переходит в статус "товар", если Вы решили его продать, но при этом статус "отхода" у него не исчезает. Термин "товар" не определяет статус того, что у Вас образуется на предприятии. "Товар" согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ"О защите конкуренции" – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Отнесение того, что образуется на предприятии, к продукту, побочному продукту производства, отходу или бывшему в употреблении изделию или материалу осуществляет само предприятие с учётом основного признака отхода (удаление в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ) и имеющихся исключений веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства, установленных распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 N 4249-р.

С одной стороны, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ не содержит прямого запрета на продажу отходов и ст. 4 данного закона отсылает нас к гражданскому законодательству ("Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ). С другой стороны, все остальные положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" обязывают образователя отходов обеспечить их учёт и надлежащее обращение с ними, т.е. сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Таким образом, мы имеем возможность отход реализовать (продать как товар), в виду его определённой ценности, но вместе с тем не можем подтвердить данным договором, что с отходом произошло по факту. Отход переходит в статус "товар", если Вы решили его продать, но при этом статус "отхода" у него не исчезает.

Сложность подтвердить утилизацию отхода, имея только договор купли-продажи, заключается в том, что "утилизация" - это услуга, определённый вид работ, который должен быть заказан и оплачен, а ДКП только подтверждает переход права собственности и ни как не может подтвердить выполнение соответствующих видов работ.

Также новый собственник отходов ничего предоставлять Вам не должен, в т.ч. обеспечивать утилизацию, Вы такой услуги ему не заказали, и он вправе распоряжаться своей собственностью, пусть и отходом, как пожелает (перепродать или передать на захоронение, при этом плату за данное размещение должен будет внести образователь данного отхода, а не собственник (см. п. 4 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Вот в этом и кроется основной риск, что если надзорный орган запросит у Вас документы, подтверждающие утилизацию (соответствующий договор и акт выполненных работ), Вы их предоставить НЕ сможете. При наличии только ДКП, у покупателя нет основания выдавать Вам акт о выполнении работ (он не обязательно должен называться актом об утилизации, м.б. в любой форме, достаточно корректно указывать предмет договора на оказание услуг), даже если Вы пропишите выдачу Вам этого акта в ДКП, т.к. это не будет "биться" с бухгалтерским учётом и у налоговой службы будут вопросы.

Чтобы убрать эти риски рекомендуется заключать "смешанный" договор, который содержит в себе существенные условия и договора оказания услуг, что контрагент обязуется утилизировать отходы, и договора реализации, что этот же контрагент обязуется компенсировать стоимость отхода или выкупить у Вас продукт утилизации. Тогда Вы сможете требовать с него акт выполненных работ, подтверждающий утилизацию отходов.

Например, формулировка предмета такого договора может звучать следующим образом:

....В соответствии с условиями Договора Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика, оформляемому на основании Заявки по форме Приложения №1 к Договору, работы по транспортированию, обработке и утилизации принадлежащих Заказчику отходов и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

....В соответствии с условиями Договора Заказчик обязуется передать в собственность Исполнителя продукцию, полученную в результате работ по утилизации отходов, переданных Заказчиком по Договору (далее – Товар) в объемах, полученных в ходе исполнения, а Исполнитель обязуется принять и оплатить Товар.

Как правило, в рамках такого договора чётко прописывается предмет договора в виде перечня конкретных наименований отходов с кодами по ФККО и целей их передачи и дальнейшего обращения, прописывается какие документы должны быть предоставлены контрагентом (цепочки договоров, акты приёма-передачи, транспортные накладные, УПД, счёт-фактура, акт об оказании услуг/работ, в которых указано какие именно виды отходов, в каком именно количестве были приняты и переданы и утилизированы). Условия договора на передачу отходов должны быть наиболее полными и регламентирующими прежде всего обязанности каждой из сторон договора. В соответствии с Письмом МПР от 13.11.2023 № 19-50/17031-ОГ одним из важнейших условий договора является цель(цели) передачи и приема отходов и соответствие данной цели (данных целей) виду (видам) обращения с отходами, указанному (указанным) в действующей лицензии принимающей стороны. Если цель (цели) передачи и приема отходов, например - обработка и утилизация, то в действующей лицензии принимающей стороны должно быть и то, и другое. При этом если в действующей лицензии принимающей стороны не указана конечная цель (цели) передачи отходов (размещение, утилизация, обезвреживание) то, по мнению Минприроды, возможно запросить у принимающей стороны заверенную копию договора(ов) на дальнейшую передачу данных отходов, чтобы, как указывалось ранее, прослеживался путь отходов от отходообразователя до хозяйствующего субъекта, осуществляющего конечный этап обращения с ними.

К сожалению заставить заготовителей работать по этим правилам невозможно, пока есть спрос, есть и только такие предложение, пока риски быть привлечёнными к ответственности минимальны, а утилизаторов, готовых заключать смешанные договоры на рынке мало, если у Вас не получиться заключить смешанный договор, то попробуйте хотя бы заключить договор купли-продажи напрямую с утилизатором и прописать там все обязательства, связанные с выполнением требований по обращению с отходами. Дополнительно смотрите пример положительной судебной практики постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2023 № Ф02-5093/2023 по делу № А33-12461/2022 (Определением Верховного суда РФ от 19.01.2024 № 302-ЭС23-27305 отказано в передаче дела № А33-12461/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ), отдельно отмечу, что отрицательной судебной практики пока больше, но вся она пока касается специфических отходов.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».