В связи с выходом Приказа МПР от 13.12.2023г. № 825 внесены изменения в Порядок учета в области обращения с отходами (Приказ МПР № 1028).
1. Из Таблицы 4 - Данные учета полученных от других лиц отходов - исключен столбец "для накопления и последующей передачи другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам". Это означает то, что лица, занимающиеся приемом отходов для накопления не должны эти отходы учитывать? К примеру, отходы макулатуры, картона, стекла, пластика, относящиеся к 5 классу опасности. Или подразумевается, что деятельность по накоплению отходов может быть только в рамках деятельности того, кто эти отходы образовал? А деятельность по приему отходов от сторонних лиц только для накопления (без дальнейшей их обработки и т.д.) как бы "незаконна"?
2. Не совсем понятен учет по факту образования отхода: "отходы подлежат отражению в учете в течение десяти рабочих дней, следующих за днем фактического образования отхода". Т.е., как я понимаю, на производстве сидит учетчик образования отходов и в течение всего дня фиксирует все образованные отходы - три пакета ТКО, выброшенные уборщицей; два ведра смета с территории; пять коробок с картоном; один ящик стекла, разбитого при перегрузке и обрезанного при его резке; два мешка пленки и т.д. При этом все это взвешивается на весах, прошедших поверку. Или подразумевается какой-то другой способ? Не понятно как можно растягивать учет образованного отхода в течение 10 дней. Если отход образовался, то сразу ясен его вес, который можно учитывать. Если есть некая куча битого стекла, то, как я понимаю, она должна быть в течение 10 дней взвеситься и "встать" на учет. А если это касается непрерывного производственного процесса, когда эти "кучи" образуются ежедневно? А что делать с ТКО? ВСЕ операторы дают документы по итогу месяца, не дня. И у ВСЕХ операторов акты выполненных работ в метрах кубических. И за редким исключением некоторые операторы по итогу квартала дают справку о принятых отходах в тоннаже. При этом коэффициенты перевода отходов из м3 в тонны операторы берут не постоянные - они у них меняются. Как по ТКО вести учет? Однозначно не сойдутся итоговые суммы собственного расчета с расчетом оператора ТКО.
Елена, добрый день.
Вопрос 1.
Да, из Таблицы 4 - Данные учета полученных от других лиц отходов - исключен столбец "для накопления и последующей передачи другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам". Это означает то, что лица, занимающиеся приемом отходов для накопления, должны эти отходы учитывать, но в других формах, на данный момент не утвержденных законодательно. Так как существует другие нормативно-правовые акты, в которых это прямо указано, в Приказе 399 от 11.06.2021г
п 9. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов "Отходы аккумуляторов транспортных средств", указанные в пункте 7 настоящих Требований, осуществляют накопление отходов аккумуляторов транспортных средств на принадлежащих им на законном основании местах (площадках) накопления отходов.
А также про накопление указано в ПП 451 от 13.04.2024г
п.10. Поставщиками являются:
а) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность по накоплению, сбору отходов I и II классов опасности, принятых от физических лиц, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами - в части информации, предусмотренной подпунктами "а" - "г", "з", "л", "м" пункта 8 настоящего Положения;
б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности, полученных от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих деятельность по накоплению, сбору отходов I и II классов опасности, принятых от физических лиц, - в части информации, предусмотренной подпунктами "д" - "м" пункта 8 настоящего Положения.";
Есть предположение, что до конца года выпустят пояснения, как именно природопользователям выполнять эти требования, но на данный момент ведение учета отходов для накопления и последующей передачи другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам рекомендуется в отдельных формах или журналах, также эти данные помогут сформировать итоговые годовые цифры.
Вопрос 2.
Отходы подлежат отражению в учете в течение десяти рабочих дней, следующих за днем фактического образования отхода, проведения операций по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, передаче отходов другим лицам или получению отходов от других лиц. Чтобы выполнить данный пункт необходимо на предприятии определить порядок образования отходов, или минимальную партию отходов, которые должны образоваться в местах накопления отходов, чтобы ее начать отражать. Если рассматривать пример с пакетами смета, которые образовываются каждый день, они могут контейнер с отходами заполнить до 3/4 общего объема в течение 10 дней, следовательно показать образование данного отхода нужно 3 раза в месяц.
Учет отходов определен также на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, а также размещенных отходов в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении единства измерений». Если у вас имеется готовые данные об образовании отходов, то конечно имеет смысл их заносить по мере образования.
В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных отходов учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются:
- сведения из технической и технологической документации;
-данные учета рабочего времени;
-данные первичного и бухгалтерского учета;
-нормативы образования отходов;
-сведения о вместимости мест (площадок) накопления отходов;
-сведения о мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка,
-иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, а также размещенных отходов.
Допускается с учетом особенностей технологических процессов, в которых образуются отходы (непрерывность процесса, наличие нескольких стадий переработки), наличия обособленных подразделений юридического лица и других особенностей деятельности юридического лица, требующих затрат времени по передаче первичных учетных документов об образовании, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов в обособленных подразделениях юридического лица, осуществляющих учет отходов, отражать в учете отходы в течение месячного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем фактического образования отхода.
По вопросу учета ТКО существуют Правила, утвержденные ПП РФ от 24 мая 2024 года № 671 О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. В соответствии с которыми расчет ведется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов в показателях объема и (или) массы и количества расчетных единиц, используемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
количества и объема контейнеров, бункеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в которых осуществляется складирование твердых коммунальных отходов, в показателях объема и (или) массы с учетом графика вывоза, а также с учетом средней плотности твердых коммунальных отходов, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил (в случае, если коммерческий учет осуществляется в показателях массы);
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Также плотность и кубатура утверждается региональным оператором ежегодно, в соответствии с которой учет отходов можно вести расчетным способом на основании данных по вывезенным объемам отходов.
Для исключения расхождения в итоговых суммах собственного расчета с расчетом оператора ТКО (регионального оператора) рекомендуется проводить квартальные сверки счетов. Отличным решением является электронный документооборот, при этом все документы до подписания можно сверить с фактическими выполненными объемами.
Уважаемый гость!
Ответы на вопросы на нашем сайте могут просматривать только пользователи, зарегистрированные как клиенты.