На действующем предприятии I категории НВОС по проекту увеличения добычи, получившему положительные заключения ГЭЭ и Главкосэкспертизы, производится строительство и поэтапныйввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
В ходе строительства новых объектов на территории предприятия I категории НВОС организуются строительные площадки, на которых по договорам строительного подряда подряднымими организациями производятся строительные работы.
Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398) в зависимости от продолжительности до 6 или более 6 месяцев определено относение деятельности по строительству объектов капитального строительства к III или IV категории НВОС. В ряде писем Росприроднадзора, в частности от 01.02.2021 N МК-02-02-34/2531 «О предоставлении разъяснений», от 15.04.2021 N 12-50/4954-ОГ «О постановке на государственный учет объектов» и других, разъясняется, что в случае oсуществления деятельности по строительству обязанность по постановке объекта НВОС на государственный учет возникает у юридического лица, непосредственно осуществляющего работы по строительству на строительной площадке.
В целях получения заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» предусмотрен ряд разрешительных документов (п.3), которые в том числе являются предметом государственного экологического контроля, в том числе свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных); решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности; утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и другие.
Вопросы:
1. Какой объект – строительная площадка или предприятие I категории НВОС – в данном случае будет являться объектом федерального государственного экологического контроля (надзора) и, соответственно, для какого объекта в целях получения заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) федерального органа исполнительной власти, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 55, будут предоставляться документы, указанные в п. 3 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).
2. Требуется ли постановка строительной площадки на госучет как объекта НВОС с получением свидетельства и, если требуется, на основании каких документов, определяющих выбросы, сбросы и обращение с отходами?
В соответствии с п 5. ст. 54 ГрК РФ «При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Также, в соответствии с п. 8 ПП РФ от 30.06.2021 N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" контрольный орган осуществляет государственный экологический контроль в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля):
к) объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, а также объекты капитального строительства, относящиеся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (далее - объекты капитального строительства).
Таким образом, государственный экологический контроль (надзор) осуществляется в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам НВОС I категории. Так как капитальное строительство осуществляется на действующем предприятии I категории НВОС с целью увеличения добычи, то построенные объекты автоматически становится объектом НВОС I категории. В то же время, контрольные мероприятия на период строительства будут осуществляться только на объектах капитального строительства в соответствии с программой проверок, которая в соответствии с п. 49 ПП РФ 1096 формируется контрольным органом на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, для каждого из которых указывается следующая информация:
а) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет, наименование работ (описание этапа работ), подлежащих проверке;
б) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
в) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
г) должностные лица застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, присутствие которых при проведении контрольного (надзорного) мероприятия является обязательным.
Застройщик или технический заказчик обязаны довести до сведения лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, сведения о предмете и датах проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных программой проверок (п 50 ПП РФ 1096).
В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти необходимо для принятия решения о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Согласно приказа от 28 июня 2019 г. N 347 «Об утверждении методических рекомендаций по выдаче федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства»:
13. При осуществлении федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в пункте 2 рекомендаций, предметом проверки является соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы.
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие с целью оценки возможности выдачи заключения контрольного органа в отношении объекта капитального строительства. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение контрольного органа, предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 51 ПП РФ 1096).
Исходя из вышеизложенного, заключение органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства выдается на объекты капитального строительства, относящиеся к I категории НВОС, проектная документация на которые прошла государственную экологическую экспертизу, соответственно объектом контроля будет строительная площадка, где осуществляется строительство объекта НВОС I категории.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.2 ст. 69.2 №7-ФЗ).
В зависимости от сроков проведения работ по строительству объектов капитального строительства, объект (строй площадка) может быть III (более 6 месяцев) или VI (менее 6 месяцев) категории НВОС (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398).
Исходными данными в части выбросов, сбросов, отходов для постановки на учет объекта III категории будет разработанная проектная документация с разделом ПМООС.
Объекты НВОС VI категории НВОС не подлежат постановке на государственный учет.
Обязанность по постановке на учет, а также ведение и разработку всей необходимой документации можно возложить на исполнителя работ, прописав все это в контракте, но учитывая тот факт, что будет осуществляться строительство объекта НВОС I категории и на объекте будет осуществляться государственный экологический контроль, надо быть уверенным в том, что вся документация у исполнителя работ будет в порядке
Уважаемый гость!
Ответы на вопросы на нашем сайте могут просматривать только пользователи, зарегистрированные как клиенты.