offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Как правильно вести учет отработанных масел на предприятии , если некоторым количеством мы пользуемся в собственных нуждах , а остальное продаем?

На нашем предприятии образуется отход отработанные моторные , трансмиссионные , индустриальные масла. Некоторое количество забирает нач.цеха на заливку в редуктора, а остальное мы продаем организации ИП Иванов у которой есть лицензия на транспортировку , у ИП Иванова есть договор с организацией утилизатор(лицензия на утилизацию есть). Подскажите как правомерно вести учет продаваемого отработанного масла и то что мы используем в собственных нуждах(требуется ли оформлять внутренние справки или акты)?

access_time 07.10.2024
person_outline Татьяна
Вы ответили на этот вопрос
2
ответа
146
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 2

access_time 08.10.2024

Здравствуйте, Татьяна!

Во-первых, то, что забирает нач.цеха на заливку в редуктора, не стоит называть ни отходом, ни побочным продуктом, лучше чётко определить в технологическом регламенте, что масло слитое из такой-то системы, имеющие такие-то характеристики дополнительно используется в редукторе. Факт этих действий должен фиксироваться во внутреннем учёте, м.б. обычный журнал и бухгалтерия должна надлежащим образом учитывать это всё в своём учёте не как отход.

Во-вторых, что касается продажи и тем более транспортировщику, то тут надо понимать следующее, чтобы снизить риски претензий надзорных органов, т.к. в отчётной документации Вам нужно будет достоверно указать сведения в каких целях (обработка, утилизация, обезвреживание или размещение) был передан отход и сами Вы не можете за контрагента решить, что именно он делает с Вашим отходом, это должно быть указано в соответствующем договоре, поэтому Вам целесообразно заключить смешанный договор на оказание услуг по утилизации отходов масел и по выкупу у Вас продукта утилизации или компенсации сырьевых качеств отхода.

Вся проблема в том, что договора купли-продажи (ДКП) подтверждают ТОЛЬКО ПЕРЕХОД ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ с точки зрения буквы закона и всё, они не подтверждают утилизацию, более того покупатель НЕ ОБЯЗАН ПЕРЕД ВАМИ ОТЧИТЫВАТЬСЯ, что произошло далее с его собственностью. Тем более, что в Вашем случае покупатель не является конечным потребителем, т.е. сам ни чего не утилизирует, т.е. вообще ни каких гарантий и подтверждений дать не может.

ФЗ № 89 НЕ содержит прямого запрета на продажу отходов, в т.ч. любому заинтересованному лицу и ст. 4 отсылает нас к гражданскому законодательству ("Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ).

НО все остальные положения ФЗ 89 ОБЯЗЫВАЮТ образователя ОТХОДОВ обеспечить их учёт и надлежащее обращение с ними, т.е. сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Таким образом, с одной стороны мы имеем возможность отход реализовать (продать как товар, товар это понятие НК РФ и в рамках бух.учёта ставится на баланс), в виду его определённой ценности, с другой стороны мы имеем обязательство обеспечить его утилизацию и достоверный учёт, т.к. это прежде всего ОТХОД.

Почему же возникает сложность подтвердить утилизацию отхода, имея только договор купли-продажи (далее ДКП) или поставки (без разницы)? Потому что "утилизация" - это услуга, определённый вид работ, который должен быть заказан и оплачен, а ДКП только подтверждает переход права собственности и ни как не может подтвердить выполнение услуги.

Более того, новый собственник ничего Вам не должен, в т.ч. обеспечивать утилизацию, Вы такой услуги ему не заказали, и вправе распоряжаться своей собственностью, пусть и отходом, как пожелает (перепродать или передать на захоронение, при этом плату за данное размещение должен будет внести образователь данного отхода, а не собственник (см. п. 4 ст. 23 ФЗ 89).

Вот в этом и кроется основной риск, что если надзорный орган запросит у Вас документы, подтверждающие утилизацию (соответствующий договор и акт выполненных работ), Вы их предоставить НЕ сможете. При наличии только ДКП, у покупателя нет основания выдавать Вам акт о выполнении работ (он не обязательно должен называться актом об утилизации, м.б. в любой форме, достаточно корректно указывать предмет договора на оказание услуг), даже если Вы пропишите выдачу Вам этого акта в ДКП, т.к. это не будет "биться" с бухгалтерским учётом и у налоговой службы будут вопросы.

Чтобы убрать эти риски рекомендуется заключать "смешанный" договор, который содержит в себе существенные условия и договора оказания услуг, что контрагент обязуется утилизировать отходы, и договора реализации, что этот же контрагент обязуется компенсировать стоимость отхода или выкупить у Вас продукт утилизации. Тогда Вы сможете требовать с него акт выполненных работ, подтверждающий утилизацию отходов.

Например, формулировка предмета такого договора может звучать следующим образом:

....В соответствии с условиями Договора Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика, оформляемому на основании Заявки по форме Приложения №1 к Договору, работы по транспортированию, обработке и утилизации принадлежащих Заказчику отходов и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

....В соответствии с условиями Договора Заказчик обязуется передать в собственность Исполнителя продукцию, полученную в результате работ по утилизации отходов, переданных Заказчиком по Договору (далее – Товар) в объемах, полученных в ходе исполнения, а Исполнитель обязуется принять и оплатить Товар.

Или хотя бы реализовывать непосредственному реальному утилизатору, который отразит в своих данных учёта отходов, что принял именно ваши отходы по соответствующему ДКП и утилизировал их, то выкопировка из этих данных учёта подтвердит, что Ваши отходы действительно были утилизированы и Вы сможете хоть как-то защитить свои интересы, но без 100% гарантий, при этом в договоре надо будет указать:

— предмет договора — продажа конкретных отходов по ФККО;

— цель покупки —утилизация отходов покупателем непосредственно, без передачи третьим лицам и без размещения.
— закрепить, что покупатель, приобретая отходы, обязуется соблюдать установленные природоохранные требования к их обращению, в том числе надлежащим образом отразить приём данных отходов в своих данных учёта в области обращения с отходами и предоставить Продавцу заверенную выписку из Таблицы 4 «Данные учета полученных от других лиц отходов» за текущий месяц не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным.

-включить условие, что по запросу покупатель обязуется предоставить в течении ___ дней с даты получения запроса: технический регламент (в котором описывается процесс утилизации приобретаемого отхода) и прочие документы, запрошенные уполномоченными надзорными органами.

ХОТЯБЫ Включить заверение покупателя, что отход, вывезенный с территории продавца, будет использоваться им исключительно для целей утилизации. Покупатель заверяет, что приобретает отход без намерения размещать его и обязуется утилизировать строго до истечения 11 месяцев с даты перехода к нему права собственности на отход.

По факту без собственно оплаченной услуги по утилизации, акт об утилизации будет ничтожен.

См. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.09.2023 N Ф02-5093/2023 по делу N А33-12461/2022 (Определением Верховного Суда РФ от 19.01.2024 N 302-ЭС23-27305 отказано в передаче дела N А33-12461/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ).


Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».