Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Полигон ТБО

Общество в 1998 г. ввело в эксплуатацию Полигон ТБО для собственного использования (приема отходов не ведется).

Согласно Постановления от 12.10.2020г. №1657 реконструкция полигона для соответствия данным Требованиям должна быть в срок до 01.01.2026г.

Общество приняло решение о закрытии полигона и проведении рекультивации.

В данный момент разработана Проектная документация. ПД загружена для прохождение экспертиз (ГГЭ и ГЭЭ). Общество столкнулось с проблемой невозможности реализовать проектные решения в предполагаемый срок (начало в 2025г.).

Может ли Общество закрыть полигон ТБО, не размещать отходы, при необходимости проводить мониторинг, но НЕ проводить рекультивацию Полигона ТБО?

Какой срок у Общества есть для проведения Рекультивации после закрытия Полигона ТБО?

access_time 26.09.2024
person_outline Анастасия
Вы ответили на этот вопрос
2
ответа
39
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 2

access_time 26.09.2024

Здравствуйте, Анастасия!
Рассмотрим ситуацию с полигоном ТБО и варианты действий.

Правовая основа и обязательства:

Согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" и Земельному кодексу РФ, владелец полигона ТБО обязан провести рекультивацию земель после окончания его эксплуатации. Простое закрытие полигона без рекультивации не соответствует требованиям закона. Это может быть расценено как уклонение от обязанностей по рекультивации земель.

Административная ответственность:

- Статья 8.7 КоАП РФ предусматривает штрафы для юридических лиц от 400 000 до 700 000 рублей за невыполнение обязанностей по рекультивации земель.

- При повторном нарушении штраф может возрасти до 1 000 000 рублей.

- Возможно приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).

Помимо штрафов, возможны иски о возмещении вреда окружающей среде, которые могут быть значительно больше стоимости рекультивации.

Долгосрочные последствия для обоснования позиции руководству:

- Возможность включения в реестр недобросовестных природопользователей.

- Риск принудительного изъятия земельного участка.

- Потенциальная уголовная ответственность для руководства по ст. 254 УК РФ (порча земли) при наступлении серьезных последствий.

Возможные варианты действий.

1. Временная консервация предполагает инициирование процедуры временной консервации полигона, а также разработку и согласование плана консервации с соответствующими органами. Этот вариант имеет ряд преимуществ, таких как законный способ отсрочить рекультивацию и снижение текущих затрат на содержание полигона.

Однако следует учитывать и риски, процесс согласования с органами власти может быть длительным, кроме того, существует вероятность отказа в согласовании консервации.

В ситуации, когда проектная документация уже подана на согласование и проходит экспертизы (ГГЭ и ГЭЭ), инициирование процесса консервации полигона ТБО требует особого подхода.

Пошаговый план действий:

1. Официальное уведомление.

Незамедлительно уведомить органы, проводящие Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) и Главгосэкспертизу (ГГЭ), о возникших обстоятельствах и намерении изменить проект. Подготовить официальное письмо с объяснением ситуации и обоснованием необходимости консервации вместо рекультивации.

2. Отзыв документации.

Подать заявление на отзыв проектной документации из ГГЭ и ГЭЭ. Обосновать отзыв изменением обстоятельств и необходимостью корректировки проекта.

3. Разработка плана консервации.

Привлечь специализированную организацию для разработки проекта консервации полигона ТБО. Учесть в проекте все необходимые мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в период консервации.

4. Согласование с природоохранными органами.

Обратиться в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением о намерении провести консервацию объекта. Предоставить обоснование невозможности немедленной рекультивации и план мероприятий по консервации.

5. Внесение изменений в ГРОРО.

Подать заявку на внесение изменений в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) в связи с планируемой консервацией.

6. Согласование с местными органами власти.

Уведомить администрацию муниципального образования о планах по консервации полигона. Согласовать план мероприятий по обеспечению экологической безопасности на период консервации.

7. Подготовка экологического обоснования.

Разработать экологическое обоснование консервации, включая оценку воздействия на окружающую среду в период консервации.

8. Проведение общественных слушаний.

Организовать и провести общественные слушания по вопросу консервации полигона ТБО. Учесть мнение общественности при доработке плана консервации.

9. Получение необходимых разрешений.

Подать документы на получение всех необходимых разрешений и согласований для проведения консервации.

10. Корректировка сроков.

Подготовить и подать заявление на корректировку сроков выполнения требований Постановления от 12.10.2020г. №1657 в связи с изменением планов.

11. Мониторинг и отчетность.

Разработать план экологического мониторинга на период консервации. Обеспечить регулярную отчетность перед контролирующими органами о состоянии объекта в период консервации.

2. Второй вариант решения сложившейся ситуации.

  • Если закрытие полигона неизбежно, необходимо немедленно уведомить соответствующие органы о ситуации.
  • Разработать и представить план мероприятий по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
  • Инициировать процедуру временной консервации, даже если это потребует времени и ресурсов.
  • Продолжать мониторинг состояния полигона и прилегающих территорий.
  • Начать переговоры с контролирующими органами о возможности поэтапной рекультивации или отсрочке начала работ.

Поэтапная рекультивация включает в себя разработку плана рекультивации на более длительный срок с началом работ в установленные сроки и последующим завершением. Этот подход имеет преимущества в виде соответствия требованиям закона и распределения финансовой нагрузки во времени. Однако он также сопряжен с рисками, такими как необходимость четкого соблюдения графика работ и возможные претензии контролирующих органов при отставании от намеченного плана. Данный вариант позволит организации постепенно выполнять обязательства по рекультивации, но требует тщательного планирования и строгого контроля за выполнением каждого этапа.

- Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, сроки рекультивации не должны превышать 15 лет для земель, нарушенных при размещении отходов.

- Постановление от 12.10.2020г. №1657 устанавливает срок до 01.01.2026г. для приведения полигона в соответствие с требованиями.

При изменении планов с реконструкции на закрытие и рекультивацию необходимо:

- Подать заявление на корректировку сроков.

- Предоставить обоснование невозможности проведения работ в установленный срок.

Рекомендации по минимизации рисков:

  • Обратиться в региональные природоохранные органы для обсуждения ситуации и возможных решений.
  • Официально уведомить уполномоченные органы об изменении планов с детальным обоснованием.
  • Разработать и согласовать новый график работ с учетом реальных возможностей предприятия.
  • Рассмотреть возможность получения официального разрешения на отсрочку начала работ по рекультивации.
  • Продолжать проводить мониторинг состояния полигона и прилегающих территорий.
  • Разработать поэтапный план рекультивации с учетом возможностей и требований законодательства.
  • Регулярно отчитываться перед контролирующими органами о ходе работ.

Общество не может просто закрыть полигон ТБО без проведения рекультивации, так как это противоречит законодательству и несет значительные риски. Однако есть возможности для оптимизации процесса, такие как временная консервация или поэтапная рекультивация. Ключевым фактором успеха будет открытый диалог с контролирующими органами и демонстрация готовности решать проблему, что может значительно снизить риски административного преследования. Важно показать, что компания не уклоняется от ответственности, а ищет оптимальные пути решения сложившейся ситуации.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».