На предприятии образуется "Лом и отходы черных металлов несортированные", "Лом и отходы меди несортированные", "отработанные трансформаторные масла", "Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства". По бухгалтерскому учету они проходят как Лом и отходы металлов, отработанное трансформаторное масло, отходы бумаги и картона.
Дальше лом продается по договорам поставки металлоломщикам. В товарной накладной указано "Лом и отходы черных металлов несортированные", "Лом и отходы меди несортированные". В приемо-сдаточном акте указано основание возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов - отходы производства, ремонт оборудования.
Масла также передаются по договору поставки, но при этом в договоре указано, что контрагент должен иметь лицензию на утилизацию отходов, предоставляется акт приема-передачи отходов с указанием кода отхода по ФККО.
Картон и бумага передаются по договору поставки вторсырья, в акте приема-передачи вторсырья указано: Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код ФККО 4 05 122 02 60 5).
Как экологу учитывать и отчитываться по этим позициям? учитывать как отход или это будет считаться товаром (сырьем) и не отражается в учете отходов?
Если не учитывать как отходы, должно ли это быть отражено в каких-то документах? Как в таком случае экологу подстраховаться перед надзорными органами, чтобы данные товары не были признаны отходами с дальнейшими вытекающими из этого последствиями.
Здравствуйте, Анна!
Дисклеймер. Вам может не понравиться мой ответ. Он ни кому не нравится((( К сожалению такова буква закона и почти без рисковый вариант такой, как я опишу ниже, остальные связаны с теми или иными рисками в большей или меньшей степени. Учитывая сложившуюся ещё с советских времён практику, механизм взаимодействия участников рынка пока только начал перестраиваться и пока ещё не совсем ясно к чему это приведёт.
ОТВЕТ:
Первое, что Вам нужно понимать, что как учитывать то или иное, образовавшееся на предприятии, решает само предприятие, исходя из своих возможностей и риска соответствующих последствий, в данном случае не только природоохранных, но и налоговых. Задача эколога собственно и сводится к тому, чтобы донести все риски, связанные с принятием того или иного решения, до того должностного лица, которое это решение вправе принимать.
То, что образуется на предприятии в общем виде в соответствии с действующим законодательством может являться:
1. Основной продукцией (ради которой всё затевалось);
2. одним из вариантов сопутствующей продукции (которая образуется в тех же процессах, что и основная, но в чуть меньшем объёме).
3. побочной продукцией производства, то что может быть образовано в любых процессах, но вообще изначально ни как не связано с целью производства, но востребовано иными потребителями и не попадает в исключения.
4. отходом (то, что как правило, ни кому не нужно и передаётся СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ организациям).
5. предметы бывшие в употреблении, не утратившие свои свойства, которые Вы можете передать для дальнейшего обращения по прямому назначению.
Что касается пунктов 1,2,5 - это всё вопросы бухгалтерии и к экологу они отношения не имеют, тут главное, что по п.5 по факту не продавалось утилизаторам или заготовителям, т.к. суд может признать сделку фиктивной. Соответственно должны быть соответствующие документы как на продукт и на балансе должно числиться до продажи как продукт/предмет или продукт/предмет б/у.
Что касается п. 4, то тут главное не попасть под исключения, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 N 4249-р "Об утверждении перечня веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства". Обращу внимание, что в эти исключения попадают "Y17 Отходы обработки металлических поверхностей ". Также нужно будет разработать соответствующую техническую документацию и документацию по стандартизации, внести изменения в ППЭК, вести обособленный учёт, отчитываться в рамках отчёта по ПЭК.
Лично с моей точки зрения перечисленное Вами всё же относиться к отходам, более того к отходам от использованных товаров или упаковки (ОИТ), ну по металлолому только может быть образование в производстве, а не в процессе потребления, хотя при ремонте оборудования тоже отходы образуются, а не продукция.
Моё мнение, всё, что является предметом, веществом, бывшем в употреблении и утратившим потребительские свойства, является отходом, собственно Вы и сами их так идентифицируете: Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код ФККО 4 05 122 02 60 5), "отработанные трансформаторные масла"...
Бухгалтерский учёт и "экологический" учёт требует синхронизации, но приоритет имеет экологический учёт, грубо говоря, если Вы сами что-то учли как отходы и отразили в данных учёта, то это отход, у бухгалтеров своя система.
Далее, мы должны помнить, что основная задача отходо образователя - это обеспечить надлежащее обращение с отходами (обработка, утилизация, обезвреживание или размещение) и ДОСТОВЕРНО отобразить соответствующее движение в данных учёта и отчётности.
Вся проблема в том, что договора купли-продажи (ДКП) подтверждают ТОЛЬКО ПЕРЕХОД ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ с точки зрения буквы закона и всё, они не подтверждают утилизацию, более того покупатель НЕ ОБЯЗАН ПЕРЕД ВАМИ ОТЧИТЫВАТЬСЯ, что произошло далее с его собственностью. Часто проблема ещё в том, что покупатели являются заготовителями, т.е. сами ни чего не утилизируют, т.е. вообще ни каких гарантий и подтверждений дать не могут.
Также в силу положений ст. 1 и 17.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее ФЗ № 89), данные отходы являются вторичными ресурсами и подлежат обязательной утилизации с 01.03.2023 г.
ВАЖНО! ФЗ № 89 НЕ содержит прямого запрета на продажу отходов, в т.ч. любому заинтересованному лицу и ст. 4 отсылает нас к гражданскому законодательству ("Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ).
НО все остальные положения ФЗ 89 и ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ОБЯЗЫВАЮТ образователя ОТХОДОВ обеспечить их учёт и надлежащее обращение с ними, т.е. сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Таким образом, с одной стороны мы имеем возможность отход реализовать (продать как товар, товар это понятие НК РФ и в рамках бух.учёта ставится на баланс), в виду его определённой ценности, с другой стороны мы имеем обязательство обеспечить его утилизацию, т.к. это прежде всего ОТХОД.
Теперь почему же возникает сложность подтвердить утилизацию отхода, имея только договор купли-продажи (далее ДКП) или поставки (без разницы)? Потому что "утилизация" - это услуга, определённый вид работ, который должен быть заказан и оплачен, а ДКП только подтверждает переход права собственности и ни как не может подтвердить выполнение услуги.
Более того, новый собственник ничего Вам не должен, в т.ч. обеспечивать утилизацию, Вы такой услуги ему не заказали, и вправе распоряжаться своей собственностью, пусть и отходом, как пожелает (перепродать или передать на захоронение, при этом плату за данное размещение должен будет внести образователь данного отхода, а не собственник (см. п. 4 ст. 23 ФЗ 89).
Вот в этом и кроется основной риск, что если надзорный орган запросит у Вас документы, подтверждающие утилизацию (соответствующий договор и акт выполненных работ), Вы их предоставить НЕ сможете. При наличии только ДКП, у покупателя нет основания выдавать Вам акт о выполнении работ (он не обязательно должен называться актом об утилизации, м.б. в любой форме, достаточно корректно указывать предмет договора на оказание услуг), даже если Вы пропишите выдачу Вам этого акта в ДКП, т.к. это не будет "биться" с бухгалтерским учётом и у налоговой службы будут вопросы.
Чтобы убрать эти риски рекомендуется заключать "смешанный" договор, который содержит в себе существенные условия и договора оказания услуг, что контрагент обязуется утилизировать отходы, и договора реализации, что этот же контрагент обязуется компенсировать стоимость отхода или выкупить у Вас продукт утилизации. Тогда Вы сможете требовать с него акт выполненных работ, подтверждающий утилизацию отходов.
Например, формулировка предмета такого договора может звучать следующим образом:
....В соответствии с условиями Договора Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика, оформляемому на основании Заявки по форме Приложения №1 к Договору, работы по транспортированию, обработке и утилизации принадлежащих Заказчику отходов и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
....В соответствии с условиями Договора Заказчик обязуется передать в собственность Исполнителя продукцию, полученную в результате работ по утилизации отходов, переданных Заказчиком по Договору (далее – Товар) в объемах, полученных в ходе исполнения, а Исполнитель обязуется принять и оплатить Товар.
Возможно, пока не было судебных прецедентов нельзя сказать наверняка, если Ваш покупатель будет являться реальным утилизатором и отразит в своих данных учёта отходов, что принял именно ваши отходы по соответствующему ДКП и утилизировал их, то выкопировка из этих данных учёта подтвердит, что Ваши отходы действительно были утилизированы и Вы сможете хоть как-то защитить свои интересы, но без гарантий.
Понимаю, что в условиях рыночной экономики спрос рождает предложения, пока все будут соглашаться с условием заготовителей, они так и будут работать по "серой" схеме, да и на практике условия могут быть разные и утилизаторы могут находиться очень далеко и объёмы могут быть маленькие, поэтому придётся из "нескольких зол" выбирать наименьшее.
Уважаемый гость!
Ответы на вопросы на нашем сайте могут просматривать только пользователи, зарегистрированные как клиенты.