offline_pin Вопрос решен
Общие вопросы охраны окружающей среды
Правомерно ли нахождение ранее построенной котельной в водоохранной зоне 390м от Черного моря

В рамках реализации нового проекта планируется капитальный ремонт ранее построенной котельной (до 1990 года).
По результатам капитального ремонта энергоцентр будет иметь мощность 30 мегаватт. Объём хранения жидкого топлива 375м3.
Котельная подлежащая капитальному ремонту, располагается в водоохранной зоне Черного моря на расстоянии 390 метров от береговой линии.
В соответствии с п.5 ч.15 ст.65 "Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 № 74-ФЗ установлено, что в водоохранных зонах водных объектов запрещается в том числе: строительство и реконструкция складов горюче-смазочных материалов.
Вопрос:
1.Правомерно ли нахождение ранее построенной котельной в водоохранной зоне Черного моря и проведение её капитального ремонта с учётом дальнейшего наличия на котельной склада жидкого топлива в объеме 375м3?
2.Возможно ли с учётом ограничений п.5 ч.15 ст.65 "Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 № 74-ФЗ в дальнейшем осуществить постановку котельной после капитального ремонта на учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

access_time 14.08.2024
person_outline Павел Шевчук
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
184
просмотра

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Алексей Коротков , Москва
«ГБУ Мосгоргеотрест»
textsms 14 ответов
access_time 15.08.2024

Здравствуйте, Павел! Действительно, в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) в границах водоохранных зон запрещаются строительство и реконструкция складов горюче-смазочных материалов.

Данная норма вступила в силу с 1 ноября 2013 года (с даты вступления в силу Федерального закона от 21.10.2013 № 282-ФЗ).

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 6.5 Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ) допускается эксплуатация в границах водоохранных зон складов горюче-смазочных материалов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, нахождение в водоохранной зоне Черного моря котельной, построенной до 1990 года, правомерно, так как ее ввод в эксплуатацию произведен ранее 1 ноября 2013 года.

Также правомерно нахождение в водоохранной зоне склада топлива при котельной, если его строительство и ввод в эксплуатацию были произведены до 1 ноября 2013 года.

Если же строительство склада жидкого топлива в объеме 375 куб. м. предполагается только сейчас (то есть если его ранее не существовало), то даже при условии оборудования такого объекта сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, это будет являться нарушением водного законодательства.

Но все же предположим, что котельная и склад топлива были введены в эксплуатацию до 1990 года, тогда, в силу ч. 1 ст. 6.5 Закона № 73-ФЗ их эксплуатация в настоящее время правомерна.

Одновременно с этим возникает вопрос правомерности проведения работ по капитальному ремонту в целом. Возвращаясь к п. 5 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса мы видим императивный запрет на проведение реконструкции складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если такие склады горюче-смазочных материалов планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности)

В то же время, Вы используете понятие "капитальный ремонт". Про запрет на капитальный ремонт речь в законе не идет. Более того, Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) эти понятия разделяет (статья 1 ГрК РФ, пункты 14 и 14.2 соответственно):

- реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Исходя из вышеизложенного, капительный ремонт котельных и складов топлива в границах водоохранных зон императивно не запрещен. В то же время, по данному вопросу настоятельно рекомендую запросить позицию Минприроды России, потому что данный вопрос фактически законодательством не урегулирован.

Также обращаю внимание, что при капитальном ремонте объектов в водоохранной зоне возникают и другие обязанности по разработке и согласованию документации. Так, согласно частей 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Что касается второй части вопроса (постановки объекта на учет), то безусловно, котельная и склад жидкого топлива после капитального ремонта будут подлежать постановке на учет в соответствии с критериями, установленными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398, в составе одного общего или нескольких самостоятельных объектов НВОС (в зависимости от наличия или отсутствия технологической связи).

Более того, полагаю, что такая постановка на учет на данный момент уже должна была быть осуществлена безотносительно проведения работ по капитальному ремонту, так как котельная и склад топлива однозначно соответствуют определению объекта НВОС в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».