Какие предъявлять требования к Программе мониторинга за водными биоресурсами
В соответствии с действующими законодательными требованиями при проектировании, строительстве и осуществлении иной хозяйственной деятельности осуществляется согласование указанной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст.50 ФЗ от 20.12.2004 № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
В последнее время согласование деятельности ФАР осуществляется при условии разработки программы мониторинга и выполнения мониторинга за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380.
При этом в ПП № 380 отсутствуют требования к программе мониторинга за ВБР, перечень контролируемых показателей, периодичность контроля, отсутствует указания кто разрабатывает программу (природопользователь или специализируемая организация).
Действующим законодательством не установлены требования к оформлению и содержанию программы мониторинга за ВБР. Периодичность контроля по гидрохимическим и гидробиологическим показателям нормативно закреплена только в ГОСТ 17.1.3.07-82 «Гидросфера. Охрана природы. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков», но данный стандарт может применяться только УГМС. Иных документов, устанавливающих периодичность и состав программы контроля по гидробиологическим и гидрохимическим показателям, нет.
Вопросы:
- кто имеет право разрабатывать программу мониторинга состояния биоресурсов и среды их обитания, только организации, специализирующиеся на изучении ВБР и гидробиологических исследованиях: Федеральное агентство по рыболовству, подведомственные ему федеральные государственные бюджетные научные учреждения и федеральные государственные бюджетные учреждения - бассейновые управления по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства или природопользователи?
- обязательные условия по разработке программы мониторинга ВБР. Так в рамках проведения оценки воздействия сделан вывод, что отсутствует прямое негативное воздействие от планируемой деятельности, но требования по производственному контролю предусмотрены.
- какие обязательные требования должна содержать данная программа, какими НПА закреплены данные требования. Например, в Оценке воздействия представлена информация о том, что рассматриваемое озеро мелководное, промерзает, фитопланктон и фитобентос не играют роль в цепи питания обитающих в водоеме рыб, т.к. растительноядные виды рыб в составе ихтиофауны отсутствуют, при этом в программу мониторинга ВБР фитопланктон включен.
- какая предусмотрена форма отчета о результатах мониторинга ВБР, предоставляемого в ФАР.
Здравствуйте, Наталья! Ваш вопрос интересный, я постаралась собрать всю информацию, что может быть полезна в решении этих задач.
Действительно, ситуация с требованиями к Программе мониторинга за водными биоресурсами (ВБР) на данный момент остается довольно неопределенной. Отсутствие четких нормативно-правовых актов, регламентирующих данный вопрос, создает определенные трудности как для природопользователей, так и для контролирующих органов.
Давайте разберем Ваши вопросы:
1. Кто имеет право разрабатывать программу мониторинга состояния биоресурсов и среды их обитания?
На мой взгляд, право разработки программы мониторинга ВБР не должно быть ограничено исключительно специализированными организациями. Однако, учитывая сложность и специфичность данной задачи, я бы рекомендовала привлекать к разработке программы квалифицированных специалистов, имеющих опыт в области гидробиологии и ихтиологии.
Оптимальным вариантом было бы сотрудничество природопользователя со специализированной организацией, такой как:
- Научно-исследовательские институты Росрыболовства
- Профильные кафедры университетов
- Аккредитованные экологические лаборатории с опытом в области гидробиологических исследований
2. Обязательные условия по разработке программы мониторинга ВБР
Несмотря на отсутствие прямого негативного воздействия, выявленного в ходе оценки воздействия на окружающую среду, я считаю, что разработка программы мониторинга ВБР является необходимой мерой. Это обусловлено следующими факторами:
- Принцип предосторожности в экологическом праве
- Возможность выявления непрогнозируемых или отложенных эффектов воздействия
- Необходимость контроля за кумулятивным воздействием различных факторов на водную экосистему
- Требования Федерального агентства по рыболовству при согласовании хозяйственной деятельности
3. Обязательные требования к содержанию программы мониторинга
К сожалению, на данный момент нет четко закрепленных в нормативно-правовых актах требований к содержанию программы мониторинга ВБР.
Исходя из изучения данного вопроса, рекомендую включить в программу следующие разделы:
- Цели и задачи мониторинга
- Характеристика водного объекта и его экосистемы
- Описание потенциальных источников воздействия на ВБР
- Перечень контролируемых показателей (гидрологических, гидрохимических, гидробиологических)
- Методики отбора проб и проведения анализов
- Схема расположения пунктов наблюдения
- Периодичность проведения наблюдений
- Методы обработки и анализа полученных данных
- План мероприятий при выявлении негативных изменений в состоянии ВБР
Что касается включения фитопланктона в программу мониторинга, даже если он не играет существенной роли в пищевой цепи данного водоема, я считаю это обоснованным. Фитопланктон является важным индикатором общего состояния водной экосистемы и может служить ранним показателем изменений в водоеме.
4. Форма отчета о результатах мониторинга ВБР
На сегодняшний день нет официально утвержденной формы отчета о результатах мониторинга ВБР для предоставления в Федеральное агентство по рыболовству. Однако, основываясь на общих требованиях к отчетам и практике экологического мониторинга, я бы рекомендовала включить в отчет следующие разделы:
- Введение (цели и задачи мониторинга)
- Описание района исследований
- Материалы и методы исследования
- Результаты наблюдений по всем контролируемым показателям
- Анализ полученных данных, включая сравнение с фоновыми значениями и нормативами
- Оценка состояния ВБР и среды их обитания
- Выводы и рекомендации по минимизации воздействия (если применимо)
- Приложения (карты-схемы, фотоматериалы, первичные данные)
В заключение хочу отметить, что отсутствие нормативных требований к программе мониторинга ВБР создает определенные трудности, но в то же время дает возможность для гибкого подхода с учетом специфики конкретного водного объекта и планируемой деятельности.
Список нормативно-правовой базы, которая может быть Вам полезна:
1. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Основной закон, регулирующий отношения в области рыболовства и сохранения ВБР. Статья 50 устанавливает необходимость согласования хозяйственной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
2. Постановление Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания"
Устанавливает меры по сохранению ВБР при осуществлении хозяйственной деятельности, но не содержит конкретных требований к программе мониторинга.
3. Приказ Минсельхоза России от 31.03.2020 № 167 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам"
Хотя напрямую не связан с мониторингом, этот документ важен для определения потенциального ущерба ВБР и может быть полезен при разработке программы мониторинга.
4. ГОСТ 17.1.3.07-82 "Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков"
Устанавливает правила контроля качества поверхностных вод, включая периодичность наблюдений. Хотя формально применяется только УГМС, может служить ориентиром при разработке программы мониторинга.
5. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества"
Хотя напрямую не касается мониторинга ВБР, этот документ устанавливает требования к учету качества сбрасываемых вод, что может быть релевантно для оценки воздействия на среду обитания ВБР.
6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ
Устанавливает общие принципы охраны водных объектов и может быть использован при обосновании необходимости мониторинга ВБР.
7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Устанавливает общие принципы охраны окружающей среды, включая необходимость производственного экологического контроля, что может быть использовано для обоснования мониторинга ВБР.
8. Приказ Минприроды России от 01.12.2020 № 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду"
Хотя напрямую не касается мониторинга ВБР, этот документ устанавливает требования к оценке воздействия на окружающую среду, что может быть релевантно при разработке программы мониторинга.
9. СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод"
Устанавливает требования к качеству поверхностных вод и может быть использован при определении перечня контролируемых показателей в программе мониторинга.
10. Приказ Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам"
Хотя этот приказ утратил силу с принятием приказа Минсельхоза № 167, он все еще может быть полезен при разработке методологии оценки состояния ВБР.
Важно отметить, что ни один из этих документов не устанавливает конкретных требований к содержанию и форме программы мониторинга ВБР. Поэтому при разработке программы мониторинга следует опираться на общие принципы экологического мониторинга, учитывать специфику конкретного водного объекта и планируемой хозяйственной деятельности, а также консультироваться с территориальными органами Росрыболовства.
Уважаемый гость!
Ответы на вопросы на нашем сайте могут просматривать только пользователи, зарегистрированные как клиенты.