ФБЛПУ «Санаторий «Эллада» ФНС России» (далее – Учреждение) осуществляет деятельность на двух производственных площадках, расположенных по адресам:
1. Промплощадка № 1: 353456, Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, Пионерский пр-кт, д. 45 (кадастровые номера земельных участков: 23:37:0107001:10, 23:37:0107001:2993);
2. Промплощадка № 2: 353456, Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, Пионерский пр-кт, д. 23 (кадастровый номер земельного участка: 23:37:0107001:47).
Основным видом деятельности предприятия Учреждения является деятельность санаторно-курортных организаций.
Учреждение является объектом III категории негативного воздействия.
В 2023г. предприятием-разработчиком проведена инвентаризация выбросов. Для определения неорганизованных и организованных выбросов применялись расчетные методы.
Разработан проект предельно допустимых выбросов (далее ПДВ), норматив на источниках установлен также расчетным методом. В состав проекта ПДВ включен план-график контроля нормативов ПДВ, согласно которого, контроль на всех организованных источниках выбросов необходимо проводить инструментальным методом.
Получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ.
Разработаны мероприятия при НМУ, контроль за выбросами в период НМУ планируется осуществляться расчетным методом и только для веществ I, II класса опасности.
Разработана программа экологического контроля (далее ПЭК), в план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на всех организованных источниках контроль необходимо проводить инструментальным методом (как в плане-графике в проекте ПДВ).
В 2023г. аккредитованной организацией проведен контроль выбросов.
На Промплощадке № 2 контроль произведен инструментальным методом. На Промплощадке №1 в ходе контроля было установлено несоответствие мест отбора проб требованиям ГОСТ 17.2.4.06, ПНД Ф 12.1.1-99 и аккредитованной лабораторией оформлено уведомления о несоответствии № 1 от 09.10.2023г. (приложение № 2), и как следствие невозможность отбора проб инструментальным методом. Контроль на источниках № 0003, 0004 – вытяжная труба столовой был произведен расчетным методом (приложение №3).
Отчет по ПЭК сдан за 2023г., в отчете отражены данные об аккредитованной лаборатории, проводившей контроль.
Согласно пункту 7.3.1 ГОСТ Р 58577-2019 "Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов", утвержден приказом Росстандарта от 08.10.2019 N 888-ст, контроль за выбросами загрязняющих веществ и соблюдением допустимых выбросов на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации, также п. 3.3.2. «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». НИИ атмосфера, Спб, 2012г.) где прописано, что контроль выбросов стоит проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены.
На основании вышеизложенного, прошу разъяснить ряд вопросов:
1. Каким методом нам следует проводить контроль выбросов в 2024г., если при инвентаризации выбросы были определены расчетным методом, а в Проекте ПДВ в план-графике контроля прописан инструментальный метод?
2. Возможно ли внести изменения в план-график контроля, а именно изменить инструментальный метод на расчетный, на основании заключения аккредитованной организации о невозможности проведения инструментального контроля на источнике и на основании пункту 7.3.1 ГОСТ Р 58577-2019, п. 3.3.2. Методического пособия? В план-график какого документа внести изменение в Проект ПДВ или в ПЭК? Каким документом это оформить?
3. Возможно ли внести изменения в ПЭК и исключить из плана графика контроль источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр?
Здравствуйте, Надежда! Давайте рассмотрим ваши вопросы с обоснованием по законодательству.
Каким методом нам следует проводить контроль выбросов в 2024г., если при инвентаризации выбросы были определены расчетным методом, а в Проекте ПДВ в план-графике контроля прописан инструментальный метод?
Согласно пункту 7.3.1 ГОСТ Р 58577-2019 "Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов", контроль за выбросами загрязняющих веществ и соблюдением допустимых выбросов на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации.
Аналогичное требование содержится в пункте 3.3.2 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ атмосфера, СПб, 2012г.).
Таким образом, если выбросы были определены расчетным методом при инвентаризации, контроль за выбросами в 2024 году также должен проводиться расчетным методом, несмотря на то, что в проекте ПДВ указан инструментальный метод.
Законодательная база по данному вопросу:
Федеральный закон № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха":
- Статья 22 определяет необходимость проведения инвентаризации выбросов ЗВ.
- В соответствии с законом, выбросы могут быть определены расчетным или инструментальным методом в зависимости от конкретных условий и возможностей.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 255:
- Постановление регулирует вопросы инвентаризации и контроля выбросов.
- Прямо не предписывает обязательное использование только инструментального метода, допускается использование расчетного метода при соответствующем обосновании.
Приказ Минприроды России от 31.07.2017 № 352:
- Данный приказ определяет методики проведения инвентаризации выбросов.
Расчетный метод допускается при отсутствии возможности или экономической целесообразности применения инструментального метода.
Обоснование выбора метода:
Если выбросы были определены расчетным методом при инвентаризации, следует аргументировать необходимость продолжения использования расчетного метода. Например, можно указать на сложность или высокую стоимость инструментального контроля, недостаточную точность приборов для определенных ЗВ и т.д.
Документально зафиксировать, что расчетный метод был одобрен в рамках предыдущей инвентаризации и не было значительных изменений в технологическом процессе, которые бы потребовали пересмотра метода контроля.
Привести доказательства того, что расчетный метод дает достаточно точные и надежные данные для контроля выбросов в текущих условиях эксплуатации предприятия.
Описать используемые расчетные методики и подтвердить их соответствие установленным стандартам и нормативам.
Документальное оформление:
Подготовить документы, подтверждающие проведение инвентаризации выбросов расчетным методом, включая соответствующие акты и протоколы.
Оформить обоснование продолжения использования расчетного метода в 2024 году в виде пояснительной записки или официального запроса на разрешение в контролирующие органы.
Возможно ли внести изменения в план-график контроля, а именно изменить инструментальный метод на расчетный, на основании заключения аккредитованной организации о невозможности проведения инструментального контроля на источнике и на основании пункту 7.3.1 ГОСТ Р 58577-2019, п. 3.3.2. Методического пособия? В план-график какого документа внести изменение в Проект ПДВ или в ПЭК? Каким документом это оформить?
Да, возможно внести изменения в план-график контроля на основании заключения аккредитованной организации и нормативных документов. Изменения следует вносить как в Проект ПДВ, так и в ПЭК, чтобы обеспечить соответствие всех документов.
Для оформления этих изменений необходимо:
Составить официальное письмо в орган, выдавший санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ, с обоснованием необходимости изменений и приложением заключения аккредитованной организации. Получить подтверждение и одобрение изменений.
Обновить план-графики контроля в проекте ПДВ и ПЭК, указывая расчетный метод контроля для соответствующих источников выбросов.
Возможно ли внести изменения в ПЭК и исключить из плана графика контроль источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр?
Согласно нормативным требованиям, контроль выбросов может быть исключен из плана-графика для источников, выбросы которых по результатам рассеивания не превышают 0,1 ПДКмр.
Для этого необходимо:
- Провести расчет рассеивания для подтверждения, что выбросы не превышают 0,1 ПДКмр.
- Подготовить обоснование для исключения этих источников из плана-графика контроля, ссылаясь на результаты расчетов и соответствующие нормативные документы.
- Направить заявление в орган, выдавший санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ, с просьбой о внесении изменений.
- Обновить ПЭК, исключив указанные источники из плана-графика контроля.
Для официального оформления изменений потребуется создание и подписание соответствующего протокола изменений, который необходимо утвердить.
Пошаговая инструкция по утверждению изменений.
1. Проведение расчетов рассеивания:
Расчеты должны быть выполнены аккредитованной лабораторией или специализированной организацией, имеющей лицензию на выполнение таких работ.
2. Подготовка обоснования:
Документ обоснования должен включать результаты расчетов, подтверждающие, что выбросы не превышают 0,1 ПДКмр, ссылки на нормативные документы, подтверждающие возможность исключения таких источников из плана-графика контроля.
3. Направление заявления:
Заявление вместе с обоснованием и расчетами направляется в территориальный орган Роспотребнадзора, который выдавал санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ
4. Утверждение изменений:
После получения положительного заключения от Роспотребнадзора на ваше заявление, необходимо разработать и оформить протокол изменений в ПЭК.
Протокол должен быть согласован и подписан руководителем организации и компетентными лицами внутри организации, ответственными за охрану окружающей среды.
5. Утверждение протокола:
Протокол изменений, включающий все изменения в ПЭК, подлежит утверждению в органе, выдавшем санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ, то есть в территориальном управлении Роспотребнадзора.
Также необходимо получить подтверждение и согласование от других контролирующих органов, таких как территориальное управление Росприроднадзора, если это предусмотрено внутренними нормативными актами или условиями лицензии на выбросы.
6. Обновление ПЭК:
После получения всех необходимых утверждений, изменения вносятся в ПЭК, и новый план-график контроля с исключенными источниками становится действующим документом.
На основании вышеизложенного, все изменения должны быть документально оформлены и согласованы с контролирующими органами.
Уважаемый гость!
Ответы на вопросы на нашем сайте могут просматривать только пользователи, зарегистрированные как клиенты.