Согласно п.4 ст.16.2 ФЗ №7 при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
При выдаче КЭР нормативы выбросов/сбросов устанавливаются только для веществ 1,2 класса опасности.
Но п.3 ст.16.2 ФЗ №7 говорит, что платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Как верно должна рассчитываться плата за НВОС для объекта 1 категории после получения КЭР? Для установленных технологических нормативов или для всех веществ, присутствующих в выбросах/сбросах? Что будет являться нормативом для веществ 3,4 класса опасности?
В соответствии с п 31.1 № 7-ФЗ КЭР содержит:
•технологические нормативы;
•нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
•нормативы допустимых физических воздействий;
•нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно п.2 ст. 22 № 7-ФЗ Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду).
Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах (Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055, приказ МПРиЭ РФ от 11 августа 2020 года N 581).
Согласно п.1 ст. 16.3 № 7-ФЗ Плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Следуя правилам плата за НВОС исчисляется на основании платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р
Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Далее в правилах уточняется, что платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р, для которого установлены ставки платы;
б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При этом в следующем пункте правил также указывается, что при определении платежной базы учитываются:
а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов;
б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов;
в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, временно разрешенные выбросы и временно разрешенные сбросы (включая аварийные).
Правила отражают все пункты по исчислению платы, указанные в ст 16.2-16.3 № 7-ФЗ, и при этом кажется, что они как будто взаимоисключают друг друга, но на самом деле они дополняют друг друга, то есть при исчислении базы мы учитываем все стационарные источники со всеми веществами из перечня, но при этом не забываем отдельно выделять объем или массу веществ в пределах нормативов, сверхнормативов и т.д.
В правилах указаны конкретные формулы, которые используют лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, получившие комплексное экологическое разрешение:
а) в пределах установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на размещение отходов - формулы, указанные в пунктах 27 - 29 настоящих Правил;
б) при осуществлении выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов - формулу, указанную в пункте 31 настоящих Правил;
в) при превышении установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов и временно разрешенных сбросов (включая аварийные), лимитов на размещение отходов - формулы, указанные в пунктах 30, 32 и 33 настоящих Правил.
К сожалению, ни в ст. 16.2-16.3 № 7-ФЗ, ни в правилах исчисления платы за НВОС ничего не сказано про то, что же взять за основу при исчислении платы за те вещества, на которые не установлены технологические нормативы и нормативы допустимых выбросов, сбросов. Также, как ни в одном НПА не указано, как же все-таки нормировать вещества, не попавшие под технологические нормативы и нормативы допустимых выбросов, сбросов.
Но если брать во внимание требования № 7-ФЗ о том, что плата взимается за все вещества, указанные в Перечне и для которых установлены ставки платы, то можно предположить, что иные вещества, не попавшие в нормируемые, будут всегда считаться выброшенными или сброшенными в пределах «норматива» и плату по ним можно будет рассчитать по формулам 27-29 Правил, при этом можно опираться на данные, полученные при проведении производственного экологического контроля или же на данные, указанные при постановке объекта НВОС на учет.
В дополнении можно обратиться к письму Минприроды России от 25.07.2023 N 19-47/27008 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», но во избежание неверного толкования нормативных документов, я бы рекомендовала обратиться в центральный аппарат Росприроднадзора с соответствующим обращением и просьбой разъяснить требования действующего законодательства.
Уважаемый гость!
Ответы на вопросы на нашем сайте могут просматривать только пользователи, зарегистрированные как клиенты.