offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Обращение с металлоломом

Здравствуйте!

Подскажите, как сейчас обращаться с металлоломом?

Ранее на предприятии мы весь лом называли отходом 5 класса опасности, передавали по договору поставки фирме-заготовителю (лицензия на обращение с ломом есть, а на обращение с отходом 5 класса не нужна) , в упд прописывали код фкко и в отчетности отражали этот отход в графе "утилизация".

Сейчас новые тенденции - лом не отход, списывать не надо, рекомендуют продавать как товар и не отражать в отчетности.

Истинных утилизаторов мало (которые реально утилизируют) ,одни заготовители.

Подскажите, по какому пути нужно пойти экологу, чтобы вывезти с территории предприятия металлолом (остатки оборудования, техники, запчасти) чтобы не нарушить закон?



access_time 22.05.2024
person_outline Наталья Наталья
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
218
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 27.05.2024

Здравствуйте, Наталья!

Согласно п.1 ст.51_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.

Побочными продуктами производства являются вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством РФ (п.2 ст.51_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

При этом побочными продуктами не могут быть вещества и (или) предметы попавшие в исключения, установленные распоряжением Правительства РФ от 27.12.2022 N 4249-р, так в эти исключения входят вещества и предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III к указанной Базельской конвенции, в частности "Y17 Отходы обработки металлических поверхностей", Y19 Карбонилы металлов, Y20 Бериллий, соединения бериллия; Y22 Соединения меди; Y23 Соединения цинка и т.д.

Следовательно, побочные продукты производства - это материальные объекты, которые не нуждаются в дополнительной обработке и подготовке, которые могут быть использованы как есть, как впрочем и непосредственная продукция производства.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":

- отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом<…>;

- лом и отходы цветных и (или) черных металлов - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

- отходы от использования товаров и (или) упаковки (далее также - отходы от использования товаров) - отходы, образующиеся после утраты товарами и (или) упаковкой полностью или частично своих потребительских свойств. К упаковке относится продукция как являющаяся товаром, так и используемая для упаковки товара.

Если речь идёт о многокомпонентном оборудовании, которое состоит не только из металла, и чтобы извлечь этот металл для дальнейшего использования оборудование необходимо разобрать на составляющие, при этом для демонтажа необходимо применять специальные средства, то с моей точки зрения здесь уже речь может идти только об отходах.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, к отходам оборудования относятся, например, «электродвигатели, утратившие потребительские свойства. 4 82 111 11 52 4», вся оргтехника и т.д., и не смотря на наличие в составе достаточно большого количества металла, к металлолому данные объекты не относятся, как и к побочной продукции производства.

Пожалуй, только в случае, если оборудование полностью состоит из соответствующего металла и его характеристики позволяют отнести его к другому виду продукции в соответствии с ГОСТ 2787-2019 Металлы черные вторичные. Общие технические условия (Издание с Изменением N 1), ГОСТ Р 54564-2022 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия или ГОСТ Р 54565-2023 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения, то тогда это может учитываться как лом и быть поставленным соответствующим образом на учёт и реализовано в дальнейшем.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что с 01.07.2024 в соответствии с приказом Росстандарта от 31.10.2023 N 1307-ст «лом» как единица продукции из классификатора исчезнет, будет только «утилизация вторичных ресурсов во вторичное сырьё».

При обращении с металлоломом необходимо учитывать исторически сложившиеся особенности.

Металлолом с советских времён активно собирался и возвращался в производство, сет заготовителей сложилась очень давно и почему-то они никогда не считали, что работают с отходами, возможно потому что это налагает дополнительную ответственность по отчётности.

Ранее никто особо не обращал внимание на то, что отходы 5 класса продавались, закон не содержит прямого запрета на продажу отходов, в т.ч. любому заинтересованному лицу и ст. 4 отсылает нас к гражданскому законодательству ("Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ).

С одной стороны мы имеем возможность отход реализовать (продать как товар, товар это понятие НК РФ), в виду его определённой ценности, с другой стороны мы имеем обязательство обеспечить его достоверную утилизацию, т.к. это прежде всего ОТХОД.

"утилизация" - это услуга, определённый вид работ, который должен быть заказан и оплачен, а договор купли-продажи (ДКП) только подтверждает переход права собственности и ни как не может подтвердить выполнение услуги.

Более того, новый собственник ничего Вам не должен, в т.ч. обеспечивать утилизацию, Вы такой услуги ему не заказали, и вправе распоряжаться своей собственностью, пусть и отходом, как пожелает (перепродать или передать на захоронение, при этом плату за данное размещение должен будет внести образователь данного отхода, а не собственник (см. п. 4 ст. 23 ФЗ 89).

Вот в этом и кроется основной риск, что если надзорный орган запросит у Вас документы, подтверждающие утилизацию (соответствующий договор и акт выполненных работ), Вы их предоставить НЕ сможете. При наличии только ДКП, у покупателя нет основания выдавать Вам акт о выполнении работ (он не обязательно должен называться актом об утилизации, м.б. в любой форме, достаточно корректно указывать предмет договора на оказание услуг), даже если Вы пропишите выдачу Вам этого акта в ДКП, т.к. это не будет "биться" с бухгалтерским учётом и у налоговой службы будут вопросы.

Чтобы убрать эти риски и рекомендуется заключать "смешанный" договор, который содержит в себе существенные условия и договора оказания услуг, что контрагент обязуется утилизировать отходы, и договора реализации, что этот же контрагент обязуется компенсировать стоимость отхода или выкупить у Вас продукт утилизации. Тогда Вы сможете требовать с него акт выполненных работ, подтверждающий утилизацию отходов или обработку.

Например, формулировка предмета такого договора может звучать следующим образом:

....В соответствии с условиями Договора Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика, оформляемому на основании Заявки по форме Приложения №1 к Договору, работы по транспортированию, обработке и утилизации принадлежащих Заказчику отходов и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.

....В соответствии с условиями Договора Заказчик обязуется передать в собственность Исполнителя продукцию, полученную в результате работ по утилизации отходов, переданных Заказчиком по Договору (далее – Товар) в объемах, полученных в ходе исполнения, а Исполнитель обязуется принять и оплатить Товар.

В любом случае ВЫ, как образователь, самостоятельно определяете, что у Вас образовалось (отход или побочный продукт "лом"), с учётом конкретно Ваших процессов образования и рисков, которые ВЫ готовы принять. В случае побочного продукта Вы можете его продать и Вас мало будет интересовать, что произошло далее с ломом, хотя приказом Минприроды России от 24.03.2023 N 150 предусмотрено указывать цели продажи и дальнейшего использования, с другой стороны есть риск, что данные вещества и предметы будут признаны надзорным органом отходами.

В случае, если Вы продолжаете жить с отходами, то Ваша задача в силу в т.ч. положений ст. 17.1 ФЗ № 89 обеспечить их на утилизацию, это можно сделать только по договору, по которому оказывается такая услуга, за которую Вы платите, чтобы ни у кого ни каких вопросов не возникло и да, среди металлозаготовителей найти такого добросовестного утилизатора не простая задача. Собственно пока не появиться устойчивый спрос маловероятно что появятся устойчивые предложения.

Продавая "металлолом" как отход заготовителям Вы всегда будете под риском привлечения к ответственности за недостоверный учёт и доначисления платы за негативное воздействие.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».