offline_pin Вопрос решен
Нормирование
объекты НВОС IV категории с 1 сентября 2024г

С 1 сентября 2024 года объекты НВОС IV категории не будут ставиться на государственный учёт. Также устанавливается возможность уполномоченным органам исключить из реестра сведения об объектах IV категории в случае их выявления. В дальнейшем, каким документом предприятие, имеющее, как оно считает, объект IV категории, будет доказывать пришедшему на объект с проверкой инспектору (или получившее от контролирующего органа предостережение (предписание) о необходимости регистрации объекта НВОС), что объект относится к IV категории? Не превратится ли это "облегчение" деятельности предприятий в бесконечные судебные тяжбы в попытке доказать принадлежность объектов к IV категории?

access_time 07.05.2024
person_outline Елена
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
102
просмотра

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Алексей Коротков , Москва
«ГБУ Мосгоргеотрест»
textsms 12 ответов
access_time 08.05.2024

Здравствуйте, Елена! Действительно, с 1 сентября 2024 года в пункт 4 статьи 4.2 и пункт 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) вносятся изменения, согласно которым постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет осуществляться только для объектов I - III категорий.

Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 25.12.2023 № 622-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, будет исключена необходимость и обязанность постановки на государственный учет объектов НВОС IV категории.

Принимая такое решение законодатель, вероятно, исходил из необходимости снижения административной нагрузки на бизнес, а также на органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, по состоянию на 8 мая 2024 года, согласно данным государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, из более чем 503 тыс. объектов НВОС, поставленных на учет, почти 216 тыс. объектов (42,9 %) являются объектами IV категории, оказывающими минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Также, по оценке Минприроды России и экспертным оценкам, на государственный учёт поставлены менее 10% объектов, соответствующих критериям IV категории, а ежегодно создаются, упраздняются, меняются десятки тысяч юридических лиц, осуществляющих деятельность на объектах IV категории. Поддерживать актуальность и достоверность сведений в государственном реестре по таким объектам невозможно и нецелесообразно, так как в отношении указанных объектов не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, а также, в общем случае, отсутствуют требования по получению разрешений и предоставлению отчетов.

При этом, согласно пункту 3 статьи 4.2 Закона 7-ФЗ сами критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, сохраняют своё действие. Следовательно, IV категория объектов НВОС формально продолжает существовать.

С целью реализации норм закона постановлением Правительства РФ от 15.04.2024 № 473 внесены изменения в Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830.

Изменениями фактически предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявки о постановке объекта НВОС на государственный учет органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение государственного реестра объектов НВОС, установлено соответствие объекта НВОС, предполагаемого к постановке на государственный учет, критериям отнесения объекта НВОС к IV категории, то указанное условие является основанием для отказа в постановке на государственный учет.

Также, уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией в течение 4 месяцев со дня вступления с силу вышеуказанного постановления необходимо обеспечить исключение учетных сведений об объектах IV категории и включенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с уведомлением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах.

Также предусмотрено, что при выявлении соответствия объекта критериям отнесения объектов к объектам IV категории по результатам актуализации и корректировки содержащихся в государственном реестре учетных сведений об объекте уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией актуализируют или корректируют учетные сведения о таких объектах с последующим исключением учетных сведений о таких объектах из государственного реестра с одновременным направлением уведомления юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, об исключении учетных сведений об объекте, соответствующем критериям отнесения объектов к объектам IV категории из государственного реестра.

Таким образом, подтверждающего документа об отнесении объекта НВОС к объектам IV категории Законом № 7-ФЗ и подзаконными НПА с 1 сентября 2024 года предусмотрено не будет. После исключения из реестра НВОС коды объектов также потеряют силу. Хозяйствующий субъект самостоятельно будет относить объект НВОС к объектам IV категории. Подтверждением IV категории НВОС фактически будет являться отказ госоргана в постановке на учет такого объекта.

В случае проведения проверки, получения запроса, предписания или предостережения от государственного органа полагаю, что именно госорган должен будет доказать наличие негативного воздействия, ведь огласно общему правилу, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания того, что объект не является объектом IV категории, будет лежать на стороне государственного органа.

Также, в соответствии с Критериями отнесения объектов федерального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096, на объектах, соответствующих критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, отнесенных к категории низкого риска плановые проверки не проводятся. Таким образом, проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий на объектах IV категории НВОС в соответствии с текущими требованиями законодательства невозможно.

Как всё это будет реализовано на практике покажет сентябрь этого года. Не исключено, что Минприроды России и Росприроднадзор до сентября 2024 года выпустят дополнительные разъяснения и при необходимости внесут изменения в иные подзаконные и ведомственные акты.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».