По каким критериям относят предприятие к определенной из 6 категории риска?
Здравствуйте, Анастасия! Критерии отнесения объектов федерального государственного экологического контроля (надзора) к категориям риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 (далее - Критерии).
Всего выделяют 6 категорий риска:
1) категория чрезвычайно высокого риска;
2) категория высокого риска;
3) категория значительного риска;
4) категория среднего риска;
5) категория умеренного риска
6) категория низкого риска.
Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска начинают с определения "базовой" категории риска (пункт 1 Критериев). Она зависит от категории объекта НВОС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.
Так, "по умолчанию":
- все объекты I категории НВОС относят к категории значительного риска;
- объекты II категории НВОС - к объектам средней категории риска;
- объекты III категории НВОС - к объектам умеренной категории риска;
- объекты IV категории НВОС - к объектам низкой категории риска.
А дальше категория риска может повышаться или понижаться в зависимости от ряда условий: местонахождения объекта в определенной зоне с особыми условиями использования территории; если для объекта устанавливаются квоты выбросов; наличия или отсутствия административных штрафов или обвинительных приговоров за правонарушения в области охраны окружающей среды; наличия фактов приостановлении или аннулирования лицензии на деятельность в области обращения с отходами; фактов устранения выявленных нарушений обязательных требований (пункты 2, 3, 4, 5, 6 Критериев).
Каждое повышение или понижение категории риска оформляется соответствующим решением территориального органа Росприроднадзора (далее - ТО РПН).
Давайте на примере посмотрим, как это работает на практике:
Предположим, у Вас объект I категории. Базовая категория риска для такого объекта - значительная. Эта категория будет являться точкой отсчета. Далее ТО РПН проверяет, не попадает ли контур объекта НВОС (даже частично) в зону с особыми условиями использования территории (полный перечень см. в пункте 2 Критериев), а также не установлены ли для объекта квоты выбросов.
Так, самым распространенным случаем является нахождение объекта НВОС в водоохранной зоне поверхностного водного объекта, расположенного или протекающего по территории 2-х и более субъектов РФ.
Предположим, что Ваш объект располагается в границах водоохранной зоны реки Волги. Тогда ТО РПН автоматически повышает категорию риска на одну градацию вверх - до категории высокого риска.
Далее в соответствии с пунктом 3 Критериев проверяется наличие или отсутствие в течение 3-х лет, постановлений о назначении административного наказания (штрафов), за исключением предупреждения, предусмотренных ст. 8.2; 8.2.3; ч. 1 и 2 ст. 8.4; ч. 3 и 4 ст. 8.7; ст. 8.12 - 8.14; ч. 1 ст. 8.17; ст. 8.19; ст. 8.21; ч. 2 и 3 ст. 8.31; ст. 8.42; ст. 8.44; ст. 8.45, а также ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 и ст. 19.20 (в части) КоАП РФ, а также гораздо более редкие ситуации: наличие обвинительного приговора по ст. 246-248, 250-253, 259 УК РФ, а также факта приостановлении или аннулирования лицензии на деятельность в области обращения с отходами.
Обратите внимание! Нарушение должно быть выявлено именно на том объекте, которому устанавливается категория риска. Привлечение к ответственности в виде предупреждения не учитывается при установлении категории риска.
Допустим, на Вашем объекте, расположенном в ВОЗ реки Волги, в течение 3-х последних лет выявлено нарушение ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ за несоблюдение ограничений и запретов в границах водоохранной зоны. Тогда ТО РПН автоматически повысит для Вашего объекта категорию риска еще на одну градацию вверх - до категории чрезвычайно-высокого риска.
В данном случае именно эта "финальная" категория риска будет оформлена соответствующим решением ТО РПН и будет присвоена Вашему объекту.
Далее предположим, что Вы выполнили предписание госоргана и устранили нарушение, которое послужило причиной повышения категории риска в предыдущем шаге и это было подтверждено проверкой ТО РПН. Тогда, в соответствии с пунктом 4 Критериев, категория риска будет понижена с чрезвычайно-высокой до высокой и это будет оформлено новым решением ТО РПН о присвоении категории риска (пункт 4 Критериев).
Но если на объекте после понижения будут выявлены новые нарушения со штрафами по статьям, приведенным выше, то категория риска будет вновь повышена до категории чрезвычайно-высокого риска решением ТО РПН.
Если же нарушения устраняться не будут, то категория чрезвычайно-высокого риска будет сохраняться для объекта неопределенно долгое время: пока не будут устранены все нарушения (пункт 4 Критериев).
Рассмотрим другой случай:
Предположим, у Вас объект I категории и Ваш объект по-прежнему располагается в границах водоохранной зоны реки Волги. Тогда ТО РПН автоматически повысит категорию риска на одну градацию вверх - до категории высокого риска (пункт 2 Критериев).
Но если также будет установлено, что в течение 3 лет на объекте не было вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 Критериев (при одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды по другим статьям КоАП РФ), то категория риска объекта будет обратно снижена с высокой до значительной и "финальная" категория риска, присвоение которой будет оформлено решением ТО РПН, будет являться "базовой", то есть значительной.
Теперь рассмотрим третий случай:
Предположим, у Вас объект I категории, но Ваш объект не располагается в границах зон с особыми условиями территории, тогда пункт 2 Критериев к Вашему объекту применим не будет и "базовая" категория значительного риска по умолчанию повышена не будет.
Тогда, в случае наличия нарушений, предусмотренных пунктом 3 Критериев, категория риска максимально может быть повышена ТО РПН только до высокой.
А если нарушений в течение трех лет нет и не было, то в соответствии с пунктом 6 Критериев решением ТО РПН сразу будет присвоена категория среднего риска.
Вышеизложенное аналогично работает с объектами всех категорий, кроме объектов IV категории НВОС. Объекты IV категории НВОС всегда относятся исключительно к низкой категории риска. В связи с тем, что в отношении объектов низкой категории риска плановые проверки не проводятся, объекты I-III категорий НВОС к низкой категории риска не могут быть отнесены ни при каких обстоятельствах.
Также обращаю Ваше внимание, что категория риска присваивается каждому отдельному объекту НВОС, в связи с чем у одного юридического лица могут быть объекты совершенно разных категорий риска.
Проверить категорию риска по федеральным объектам можно на сайте Росприроднадзора в разделе "Реестр объектов ФГЭН / Перечень объектов контроля, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Уважаемый гость!
Ответы на вопросы на нашем сайте могут просматривать только пользователи, зарегистрированные как клиенты.