offline_pin Вопрос решен
Проектная документация
Правомерно ли использовать двум юр. лицам одну площадку и одно и тоже оборудование?

Добрый день!

Подскажите, возможно ли одну и ту же площадку и одно и тоже оборудование по обезвреживанию отходов использовать разным юридическим лицам?
Предположим есть предприятие А, владеющее площадкой обезвреживания отходов, имеющей соответствующее оборудование, лицензию, разрешительную документацию, включая СЗЗ.
Предприятие А, решило не прекращая своей деятельности, сдать в аренду площадку и оборудование предприятию Б.

1. Возможно ли, чтоб одну и ту же площадку и одно и то же оборудование использовали два разные юридические лица?

2. Если да, то как разграничить порядок работы?

Вариант 1: разграничить в договоре аренды, что в правом углу площадки накапливает отходы предприятие А, в левом углу площадки накапливает отходы предприятие Б; до обеда обезвреживает свои отходы предприятие А, после обеда - предприятие Б. В этом случае, полагаю, предприятие Б нужно поставить так же на учет, получить помимо лицензии, разрешение на выброс (подать декларацию НВОС). Нужно ли предприятию А переоформлять разрешительную документацию ( декларацию НВОС) на уменьшение объёма работ в связи с уменьшением времени эксплуатации площадки? И нужно ли в этом случае переоформлять проект СЗЗ?

Вариант 2: в договоре аренды указать, что за все экологические вопросы несет ответственность арендодатель. Все выбросы площадки учитывать и отображать в предприятии А, учет отходов вести раздельно, но в 2ТП и в декларации отображать общее количество от обоих предприятий. В предприятии Б, будет только лицензия.

access_time 31.01.2024
person_outline Ульяна
Вы ответили на этот вопрос
2
ответа
150
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 2

Анна Темичева , Кемерово
«ООО ХК "СДС-Энерго"»
textsms 35 ответов
access_time 08.02.2024

Здравствуйте, Ульяна!

Вариант 1: разграничить в договоре аренды, что в правом углу площадки накапливает отходы предприятие А, в левом углу площадки накапливает отходы предприятие Б; до обеда обезвреживает свои отходы предприятие А, после обеда - предприятие Б. В этом случае, полагаю, предприятие Б нужно поставить так же на учет, получить помимо лицензии, разрешение на выброс (подать декларацию НВОС). Нужно ли предприятию А переоформлять разрешительную документацию ( декларацию НВОС) на уменьшение объёма работ в связи с уменьшением времени эксплуатации площадки? И нужно ли в этом случае переоформлять проект СЗЗ?

Вариант 2: в договоре аренды указать, что за все экологические вопросы несет ответственность арендодатель. Все выбросы площадки учитывать и отображать в предприятии А, учет отходов вести раздельно, но в 2ТП и в декларации отображать общее количество от обоих предприятий. В предприятии Б, будет только лицензия.

Ответ: Согласно ст. 606 ГК РФ По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

То есть составить договор аренды с определенными временными рамками по закону возможно.

Также, обратившись к п. 13 постановленияПленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 мы видим, что попеременно пользоваться вещью при заключении договора аренды допустимо: «При разрешении споров из договоров аренды, которые были заключены по поводу одного и того же имущества (за исключением случаев, когда арендаторы пользуются различными частями одной вещи или пользование вещью осуществляется арендаторами попеременно в различные периоды времени), судам необходимо исходить из следующего».

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п.2 ст 609 ГК РФ).

Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи) (п.9 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).

Рассмотрим требования п.3 ПП РФ от 26.12.2020 N 2290 «Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

д) для работ по обезвреживанию отходов I - IV классов опасности:

-наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статей 11 и 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

-наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

-наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе");

-наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Таким образом, можно сдать в аренду часть земельного участка под нужды арендатора и указать временные периоды использования имущества или даже части имущества. Главное, чтобы все это было четко прописано в договоре аренды и тогда эти документы можно приложить к заявлению на получение лицензии.

Далее обратимся к требованиям природоохранного законодательства, которое говорит о том, что:

- объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах (ст. 69.2 № 7-ФЗ);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (п 2ст 11 № 89-ФЗ),

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст 22 № 96-ФЗ),

- плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (п1 ст. 16.1№7ФЗ).

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что разрабатывает нормативно-разрешительную документацию, а, следовательно, вносит плату и сдает всю необходимую отчетность в соответствии с присвоенной категорией НВОС тот, кто осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на ОС, то есть второй вариант оформления документов можно не рассматривать.

Отвечая на вопрос о подаче скорректированной декларации НВОС и переоформления проекта СЗЗ, могу сказать одно, принимать решение о корректировке ДВОС необходимо основываясь на требованиях п 6ст 31.2 № 7-ФЗ «Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников», но так как нормативы разрабатываются на максимальную загрузку оборудования, то скорее всего пересматривать досрочно ДВОС нет необходимости.

Также учитывая, что в Вашем случае сократится только время использования оборудования, то по факту уменьшится только годовой выброс ЗВ в тоннах, г/сек останется неизменным, а значит границы СЗЗ останутся на том же месте.

Учитывая тот факт, что отношения гражданско-правового характера (договор аренды) не являются областью вопросов охраны окружающей среды, я бы рекомендовала обратиться к специалистам в этой области и возможно также в управление Росприроднадзора за разъяснениями по поводу осуществления деятельности по обращению с отходами на одном и том же оборудовании несколькими юр. лицами.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».