offline_pin Вопрос решен
Нормирование
Распределение зон ответственности для отчетности по объекту

Здравствуйте!

Организация А получила решение на сброс сточных вод. Объект НВОС (точка сброса) будет поставлен данной организацией на гос.учет и будет по нему сдаваться отчетность по сбросам.

Организация А передала в эксплуатацию объект с установленными на них очистными сооружениями (ОС) организации Б. Организация Б провела инвентаризацию выбросов по всему объекту, включая и выбросы от ОС. Поставила объект на учет.

Организация Б в свою очередь передала по договору ОС в эксплуатацию и обслуживание специализированной организации В.

Для того, чтобы организация В могла отчитываться по обращению с отходами от ОС, ей нужен поставленный на гос.учет объект с присвоенной категорией.

Возможно ли организации В поставить отдельно ОС на учет и отчитываться по отходам от ОС? Организации Б отчитываться по выбросам от ОС в составе отчета по всему объекту ?

access_time 08.12.2023
person_outline Марина
Вы ответили на этот вопрос
2
ответа
159
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 2

Марина Сальникова , Ханты-Мансийск
«Ханты-Мансийский филиал ПАО НК РуссНефть»
textsms 7 ответов
access_time 09.12.2023

Согласно ст.1 ФЗ-7 под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии со ст.69.2 ФЗ-7 постановка на государственный учет объектов НВОС, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. То есть тем лицом, которое эксплуатирует объект и кому он принадлежит на установленном законом праве.

Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, можно, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав.

Таким образом, очистные сооружения, если являются самостоятельным объектом НВОС, должны быть поставлены на государственный учет той организацией, которая их эксплуатирует их на установленном законом праве.

Если верно понимаю из вашего вопроса, собственником очистных сооружений является организация А, которая заключила договор на эксплуатацию с организацией Б, которая в свою очередь – со специализированной организацией В, которая по факту эксплуатирует и обслуживает очистные сооружения. При этом, вы указали, что организация А поставила на учет «точку сброса», передав при этом в эксплуатацию «объект с установленными на них очистными сооружениями» организации Б, которая провела инвентаризацию «…по всему объекту, включая и выбросы от ОС..», хотя объект передан в эксплуатацию организации В. Значит ли указание «по всему объекту» то, что организация Б провела инвентаризацию в том числе и на объекте «точка сброса»? Если это так, то возникает вопрос: почему решение на сброс получено организацией А.

Организация В, являясь лицом, которое эксплуатирует объект НВОС «очистные сооружения», должна обеспечивать (1) постановку ОНВОС на государственный учет, (2) инвентаризацию выбросов, учет, отчетность по ним, (3) паспортизацию, инвентаризацию, учет и отчетность по отходам, образованным при эксплуатации и обслуживании. Кроме того, если единым объектом НВОС считать не только очистные сооружения, но и точку сброса, тогда и решение на сброс сточных вод должно быть оформлено на организацию В.

Обоснование по выбросам. Из положений ст.30 ФЗ-96 следует, что обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ и их учет обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники. Имеют стационарные источники, — значит на объекте НВОС, на котором ЮЛ и ИП осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность есть источники выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на таком объекте. То есть инвентаризацию делает то ЮЛ и ИП, которое осуществляет деятельность = эксплуатирует объект.

Обоснование по отходам. Из положений 89-ФЗ следует, что как паспортизация, так и отчетность и обеспечение дальнейшего обращения с отходами производства и потребления, это ответственность ЮЛ и ИП, в процессе деятельности которых образуются отходы.


Дополню ответ следующим сценарием. Если у организации Б с организацией В договор не на эксплуатацию, а на привлечение в качестве подрядчика для обслуживания.

Разница от эксплуатации заключается именно в разности назначения. То есть деятельность организации В, по сути, осуществляется на той же территории, на тех же очистных сооружениях, но не с целью их эксплуатации, а с целью обслуживания (в связке с ОКВЭД).

В этом случае возможны два варианта распределения зон ответственности.

Первый вариант. Организация В на той же территории (на том же земельном участке) ставит на учет новый объект НВОС (например, участок по обслуживанию), который будет сам эксплуатировать для целей обслуживания очистных сооружений. При этом в договоре с организацией Б должно быть обозначено, что не очистные сооружения переданы в эксплуатацию, а организация оказывает услуги по обслуживанию очистных сооружений и ему передан в пользование «участок по обслуживанию». Так, организация В сможет иметь свой объект НВОС (но обратите внимание на критерии для постановки на учет, так как вид деятельности будет связан не с эксплуатацией очистных сооружений, с их обслуживанием, соответственно, это или 3 или 4 категория) и сможет отчитаться за отходы, образованные при обслуживании очистных сооружений отдельно (одновременно, нужно будет посмотреть, нет ли выбросов от «участка по обслуживанию»). А организация Б отчитается уже за выбросы от объекта НВОС «очистные сооружения» (одновременно, у нее могут образоваться отходы, связанные с эксплуатацией очистных сооружений).

Второй вариант связан с передачей прав собственности на отходы. Отходы – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления. В соответствии со ст. 4 ФЗ-89 право собственности на отходы определяется в соответствии с ГК РФ. Согласно ст. 136 ГК РФ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений. То есть (вещь) имущество – очистные сооружения – принадлежат организации А. Поэтому в рамках договора на эксплуатацию с организацией Б можно предусмотреть, что отходы, образованные как при эксплуатации, так и при обслуживании очистных сооружений, являются отходами организации Б. Также, в рамках договора обслуживания между организациями Б и В предусмотреть, что все отходы, образованные при обслуживании очистных сооружений, являются отходами организации Б. В этом случае, не понадобится создание нового объекта НВОС, учет и отчетность по выбросам и отходам по объекту «очистные сооружения» будет осуществлять организация Б.


И по поводу постановки на учет объекта «точка сброса».

Согласно ст.1 ФЗ-7 под объектом НВОС понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Под неразрывной технологической связанностью понимается невозможность осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объекта НВОС или возникновении существенных затруднений при ее осуществлении в случае отсутствия хотя бы одного из объектов совокупности, составляющей объект НВОС (из письма Росприроднадзора от 01.08.2022 N МК-02-02-34/26174 "О корректировке сведений об объекте НВОС"). Также рекомендовано учитывать предусмотренные проектной документацией решения технологических процессов при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте.

Из вашего вопроса, где указано, что «…объект НВОС (точка сброса) будет поставлен организацией А на гос.учет..» а «очистные сооружения» уже поставлены на учет организацией Б, делаю вывод о том, что вы позиционируете их как разные объекты НВОС. При этом, если точка сброса имеет согласно проектной документации неразрывную связь с очистными сооружениями, есть риск возникновения необходимости объединения этих объектов НВОС в один, что соответственно повлечет за собой необходимость изменения получателей разрешительной документации и распределения ответственности по части отчетности, а также понадобятся корректные формулировки в договорах об эксплуатации и об обслуживании, которыми должны определяться лица, ответственные по вопросам ООС, для минимизации рисков.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».