offline_pin Вопрос решен
Охрана атмосферного воздуха
Каковая процедура получения разрешения на выброс веществ 1-2 класса опасности для объекта 3 категории НВОС

Добрый день.

Имеется строительная площадка, срок проведения строительства более 6 месяцев, соответственно отнесена к объекту 3 категории НВОС.

При работе техники образуется выброс веществ 1-2 класса опасности (бенз/а/пирен, диоксид железа, фториды газообразные, фториды твердые).

Какова процедура получения разрешения на выброс указанных вредных веществ? Необходимо ли прохождение санитарно-эпидемиологической экспертизы?

access_time 21.03.2023
person_outline Максим Тарасов, Ангарск
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
402
просмотра

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 21.03.2023

Добрый день, уважаемый Максим!

1. По вопросу получения разрешения на выбросы (веществ I, II классов опасности) в отношении объекта III категории.

В отношении объектов III категории не требуется оформление разрешения на выбросы (в пределах НДВ), в том числе, при осуществлении выбросов веществ I, II классов опасности.

Законодательством предусмотрена необходимость:

1) расчета (разработки) в отношении объектов III категории нормативов допустимых выбросов для веществ I, II классов опасности (п. 4 ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды");

2) утверждения таких нормативов допустимых выбросов самим хозяйствующим субъектом [при условии наличии санитарно-эпидемиологического заключения] (абзацы 2 и 4 п. 10 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055):
- для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте.
- нормативы допустимых выбросов утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

При этом законодательство не содержит требований о необходимости получения разрешения на выбросы (в пределах НДВ) в отношении объектов III категории.

Соответственно, законодательство также не устанавливает правила выдачи разрешений на выбросы (в пределах НДВ) в отношении объектов III категории.

Лицу, осуществляющему деятельность на объекте III категории, необходимо:
а) рассчитать нормативы допустимых выбросов для веществ I,II классов опасности;
б) утвердить нормативы допустимых выбросов для веществ I,II классов опасности (при условии наличия СЭЗ);
в) соблюдать утвержденные нормативы допустимых выбросов для веществ I,II классов опасности.

2. По вопросу о необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения в отношении НДВ, рассчитанных для объекта III категории.

Как указано выше, на основании абзаца 4 п. 10 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055, нормативы допустимых выбросов [в частности, рассчитанные (разработанные) в отношении объектов III категории] утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

Также, в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":
нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, <...> утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Таким образом, для утверждения нормативов допустимых выбросов веществ I, II классов опасности, рассчитанных в отношении объекта III категории, необходимо проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы таких нормативов и получение санитарно-эпидемиологического заключения.

3. По вопросу об ограничении выбросов, осуществляемых на объекте III категории.

Важно подчеркнуть, что несмотря на отсутствие необходимости (и механизма) получения разрешения на выбросы (в пределах НДВ) в отношении объектов III категории, тем не менее, выбросы, осуществляемые на объекте III категории, ограничены утвержденными хозяйствующим субъектом нормативами допустимых выбросов веществ I, II классов опасности.

При этом в случае невозможности соблюдения указанных нормативов хозяйствующему субъекту необходимо:

а) разработать план мероприятий по охране окружающей среды;
б) получить разрешение на временные выбросы.

4. По вопросу о необходимости получения разрешения на временные выбросы в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, рассчитанных и утвержденных в отношении объектов III категории.

В соответствии с п. 1 ст. 23.1 ФЗ "Об охране окружающей среды":
при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Согласно п. 2 ст. 23.1 ФЗ "Об охране окружающей среды":
установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 6 ст. 23.1 ФЗ "Об охране окружающей среды":
временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

"Правила выдачи разрешений на временные выбросы" утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 г. № 828.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».