offline_pin Вопрос решен
СЗЗ
Проект СЗЗ. Разрабатывать или нет?

Добрый день.

Предприятие общественного питания арендует здание и территорию. Площадь здания 350 кв.м. Площадь территории 800 кв.м. На территории находится трансформаторная котельная - обслуживание за арендодателем и парковка.

На основании ПП РФ от 03.03.2018 №222 - санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и(или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Так как предприятие 3 категории, у него разработан проект НДВ. Расчет рассеивания не показал превышения на границе пром. площадки.

Необходимо ли предприятию разрабатывать все же проект СЗЗ, чтобы доказать, что за контуром нет превышения, проходя все этапы согласования, чтобы получить в итоге санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что установление СЗЗ не требуется, так как нет превышений ПДК, ПДУ, либо все же можно сэкономить (сумма не маленькая) и не делать проект, понятно, что неся определенные риски, но иметь хотя бы какое-либо логическое обоснование перед Роспотребнадзором своей позиции.

P.S.Так как данное предприятие не одно, а представляет собой сеть типовых предприятий с одинаковым устройством, был опыт разработки на трех объектах с выдачей сэз о том, что установление СЗЗ не требуется.

Заранее спасибо.

access_time 11.01.2023
person_outline Наталья
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
195
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 11.01.2023

Добрый день, уважаемая Наталья.

На сегодняшний день существует весьма противоречивая практика и не разрешенная до конца дискуссия по этому вопросу между правоприменителями и хозяйствующими субъектами.
Разберемся по порядку в нюансах нормативных требований и проблеме толкования таких требований надзорными органами.

В первую очередь, отмечу, что Вы совершенно правы, ссылаясь на пункт 1 "Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, на основании которого санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении объектов, обладающих всеми нижеперечисленными признаками:

1) это действующие, планируемые к строительству или реконструируемые объекты капитального строительства,

2) такие объекты являются источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека;

3) за контурами таких объектов формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования.

При этом несоответствие объекта хотя бы одному из перечисленных признаков исключает необходимость установления в отношении такого объекта санитарно-защитной зоны.

Так, в настоящее время, с точки зрения закона, санитарно-защитные зоны не устанавливаются в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства (даже если такие объекты являются источниками воздействия на среду обитания человека и выполняется условием о формировании определенного уровня воздействия за контуром объекта).

Одновременно, СЗЗ не устанавливаются в отношении объекта, который хотя и является объектом капитального строительства (и даже источником воздействия на среду обитания человека), однако за контуром такого объекта не формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования [как, вероятно, в Вашей ситуации].

Таким образом, можно смело утверждать (со ссылкой на пункт 1 Правил), что СЗЗ не устанавливается в отношении объекта, за контуром которого не формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования.

[Несмотря на то, что понятие "контур объекта" законодательством не определено, Роспотребнадзор для целей разработки и установления СЗЗ в разъяснительном письме от 28.0872018 г. № 09-7962-2018-40 (не является НПА, не содержит обязательных требований) предлагает рассматривать в качестве контура объекта [как один из вариантов толкования] границу (контур) земельного участка, принадлежащего объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, внесенного в ЕГРН в соответствии с видом разрешенного использования.]

Здесь и возникает повод для дискуссии. Полагаю, что справедливым является утверждение "если СЗЗ не устанавливается, то и нет необходимости ее разрабатывать при условии, что доподлинно известно о несоответствии объекта перечисленным признакам".

Иными словами, пункт 1 Правил допускает вариант толкования, при котором:

в случае если за контуром объекта капитального строительства не формируется химическое, физическое или биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования, СЗЗ не устанавливается и, как следствие, не разрабатывается.

При этом, разумеется, правообладателю такого объекта целесообразно иметь сведения и документы, подтверждающие (в рассматриваемом случае) отсутствие превышения (результаты расчетов рассеивания выбросов, данных инструментальных измерений).
[И хотя законодательство не устанавливается обязанность правообладатель доказывать отсутствие формирования за контуром объекта воздействия, воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологических требований, в споре с госорганом эти данные неизбежно понадобятся.]

Иной подход означал бы необходимость разработки проекта СЗЗ, в котором обосновывается отсутствие необходимости разработки СЗЗ [что представляется весьма противоречивым и не основано на каких-либо требованиях законодательства]. Тем не менее, стоит признать, что на практике разработка таких проектов достаточно распространена.

В то же время некоторые надзорные органы, в рамках толкования Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, [предположительно] рассуждают следующим образом:

тот факт, что в отношении объекта не устанавливается СЗЗ, не означает, что СЗЗ в отношении такого объекта не требуется разрабатывать. При этом разработка СЗЗ требует разработки проекта СЗЗ (так как иного способа обоснования размеров СЗЗ не существует).

Подобного подхода, судя по всему, придерживается и центральный аппарат Роспотребнадзора. Так, в Письме Роспотребнадзора от 11.09.2020 г. № 09-14655-2020-19 Служба:

- с одной стороны, указывает, что установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека.

- с другой стороны, отмечает, что указанные расчеты согласно п. 16 Правил являются частью проекта СЗЗ при обосновании размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

[Полагаю, что указанные расчеты могут проводиться / проводятся и вне работ по разработке проекта СЗЗ, при этом разработка СЗЗ для получения результатов таких расчетов не является хоть сколь-нибудь обязательным этапом.]

Вместе с тем следуя логике, изложенной в письме, разработка проекта СЗЗ становится неизбежной даже в отношении тех объектов, о которых доподлинно известно, что за их контуром не формируется воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования.

О чем нам говорит судебная арбитражная практика?

Справедливости ради, отмечу, что и здесь нет выработанного подхода, но все чаще встречаются решения, подобные Постановлению Третьего ААС от 13.10.2022 г. по делу No А74-573/2022.

Владелец объекта заявлял об отсутствии у него обязанности по разработке и установлению СЗЗ в отношении объекта. К сожалению, в судебном решении не раскрывается аргументация хозяйствующего субъекта, однако по косвенным признакам можно предположить, что:

а) объект являлся источником воздействия на среду обитания человека,

б) однако за контуром объекта не было сформировано химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования.

Арбитражный суд рассуждал следующим образом [тезисно]:

1) санитарно-защитная зона подлежит установлению в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования;

2) установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно только на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

3) указанные расчеты являются частью проекта санитарно-защитной зоны, подлежащего экспертизе, при обосновании размеров и границ санитарно- защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

4) после разработки проекта санитарно-защитной зоны и получения на него экспертного заключения, хозяйствующий субъект должен представить их в уполномоченный орган с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны;

5) проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта для решения вопроса установления санитарно-защитной зоны объекта капитального строительства и представления в Роспотребнадзор соответствующего заявления является обязанностью правообладателей соответствующих объектов.

Как видим, суд поддержал позицию надзорного органа и, фактически, процитировал выдержки из Письма Роспотребнадзора от 11.09.2020 г. № 09-14655-2020-19.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».