О разработке ПНЛР согласно ПП № 2451 от 31.12.2020
Внутри здания осуществляется хранение резервного дизельного топлива в трех емкостях, каждая объемом: 10 м3, т.е. 7 тонн (с учётом фактической плотности) нефтепродуктов.
Аварийный сброс топлива в случае разлива предусмотрен в специальную емкость в подвале этого здания. Нефтепродукты в результате аварии не попадают в окружающую среду.
Просим дать разъяснение о необходимости разработки ПЛРН в свете требований ст.46 Федерального Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 Об охране окружающей среды (ред. 26.03.2022) - предупреждение и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и Постановления Правительства N 2451 от 31.12.2020 - Правила организации мероприятий по ликвидации разливов нефти.
В случае положительного ответа, просим пояснить, необходимо ли наличие страхования ответственности владельца
Добрый день, Ольга.
В соответствии с п. 4 ст. 46 ФЗ "Об охране окружающей среды":
на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно п. 6 ст. 46 ФЗ "Об охране окружающей среды":
план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), при условии наличия:
<...>.
Критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2451.
В соответствии с п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2451:
критериями определения объектов являются:
а) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, - 0,5 тонны и более;
б) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.
В соответствии с п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2451:
максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:
<...>;
л) склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости.
Следует отметить, что необходимость разработки плана напрямую не связывается законодательством с объективным риском попадания нефтепродуктов непосредственно в окружающую среду. Необходимость разработки плана обусловлена:
а) фактом осуществления видов деятельности, перечисленных в пунктах 4 и 6 статьи 46 ФЗ "Об охране окружающей среды";
б) соответствием критериям, установленным пунктом 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2451.
Таким образом, сам факт осуществления хранения углеводородного сырья или произведенной из него продукции в определенном количестве, указанном в п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2451, является основанием для разработки плана в установленном порядке.
При этом наличие специальной емкости, в которую (в случае аварии) будет осуществлен аварийный сброс нефтепродуктов, не освобождаете эксплуатирующую организация от обязанности по разработке и утверждению плана.
Касательно необходимости страхования ответственности отмечу следующее.
В соответствии с п. 10 ст. 46 ФЗ "Об охране окружающей среды":
эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана:
1) выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
2) иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов и определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, до дня начала эксплуатации объектов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
При этом в соответствии с п. 12 ст. 46 ФЗ "Об охране окружающей среды":
подтверждением финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов:
1) банковская гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов;
2) договор страхования, обеспечивающий финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов;
3) документ, подтверждающий создание эксплуатирующей организацией или несколькими эксплуатирующими организациями резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов или несколькими планами предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов;
4) гарантийное письмо федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных осуществлять функции и полномочия учредителя или собственника имущества эксплуатирующей организации, по уплате денежных сумм, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, договор страхования, обеспечивающий финансирование мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, рассматривается законодательством лишь как один из возможных вариантов документов, подтверждающих финансовое обеспечение осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Следовательно, заключение такого договора страхования для цели подтверждения финансового обеспечения осуществления мероприятий не является обязательным (при условии, что эксплуатирующая организация подтвердила финансовое обеспечение иным способом - одним из предложенных в пункте 12 ст. 46 ФЗ "Об охране окружающей среды").
Уважаемый гость!
Ответ на этот вопрос могут просматривать только подписчики журналов “Экология производства” и “ТБО”.