offline_pin Вопрос решен
Экологическая отчетность, ПЭК, аудит
План-график контроля на источниках в ПЭК когда по всем веществам менее 0,1 ПДК на границе предприятия?

Подскажите пожалуйста, у объекта ОНВ (3 категория) есть 1 источник выбросов, который при расчете рассеивания по всем веществам дает менее 0,1 ПДК на границе предприятия. Что писать в Плане-графике контроля на источниках выбросов в Программе производственного экологического контроля?

access_time 14.07.2022
person_outline Юлия
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
145
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 25.07.2022

Здравствуйте, Юлия!

Этот вопрос не имеет пока однозначного ответа в действующем законодательстве и правоприменительной практики ввиду отсутствия синхронизации положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" и «перестраховочной» позиции Минприроды РФ.

Вместе с тем согласно требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, четко следует, что в план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в отношении которых установлены предельно допустимые выбросы (см. п. 9.1.1, понятие маркерных веществ к ОНВ III категории не применимо), при этом в п. 9.1.2 говорится о том, что в план - график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия. Если на источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух только одно загрязняющее вещество из выбрасываемых равно или превышает 0,1 ПДК, то контроль проводится только по этому веществу (Письмо Росприроднадзора от 18.11.2019 № РН-03-01-32/31978).

Обращу внимание, что в п. 9.1.3 вообще не приводятся какие-либо дополнительные условия относительно того, что ещё нужно включать в план-график контроля, а лишь описывается случай, когда могут быть использованы расчетные методы контроля, когда выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на !!!границе территории объекта (а не предприятия) менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций (не уточняется каких именно). Возможно, такая ситуация может иметь место в отношении ИЗАВ, с которых летят нормируемые вещества, незначительно превышающие 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия. Но ни в коем случае п. 9.1.3 не определяет те вещества, которые должны включаться в контроль, а определяет только возможность использовать расчетный МЕТОД контроля в определенной ситуации.

Поэтому, если выбросы по всем веществам с ИЗАВ дают менее 0,1 ПДК м.р. на границе предприятия, то такой источник НЕ подлежит обязательному включению в план-график контроля.

Однако, мы не должны забывать, что плата вносится за все вещества, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства 1316-р, в том числе согласно п. 8 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, !!! указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

При этом в данном положении не идёт речи о контроле, идёт речь о том, что информация об объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ должна быть указана в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Собственно, по идее тут должна быть такая же логика как с отходами.

Однако, форма отчета, утв. приказом МПР от 14 июня 2018 года N 261, не предусматривает указывать объем или масс выбросов загрязняющих веществ, вместе с тем из названия самих таблиц 2.1 и 2.2 следует, что отразить в них можно только те загрязняющие вещества, которые были включены в план-график контроля и по которым контроль проводился. При этом, если контроль проводить, то нужно учитывать положения п. 9.1.3 требований.

Методические рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утв. Приказом Минприроды России от 16.10.2018 N 522, имеют характер именно рекомендаций и не проливают свет на интерпретацию данной ситуации.

С одной стороны предприятию целесообразно держать руку на пульсе и понимать, что у него ничего не поменялось в части разовых выбросов, с другой стороны разовые выбросы не от настроения зависят и если замеры при инвентаризации проводились при максимальной загрузке оборудованияи в производственной деятельности ничего не поменялось, то они явно не превышают ранее установленные и отраженные в гос.учете значения (см. п. 9 Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2055 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"), так почему тогда на объектынегативного воздействия третьей категории должна быть нагрузка большая, чем на объекты первой и второй категории?

Так по мнению МПР, выраженному в письмах от 15.06.2022 N 12-47/22333, от 04.08.2021 N 19-50/10802-ОГ ,от 27.01.2021 N 12-50/825-ОГ, от 02.11.2020 N 12-47/28969, природопользователь на объектах III категории вправе контролировать все вещества, однако, т.к. и платить он должен за все вещества, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства 1316-р, то это «право» фактически становиться обязанностью, в противном случае плата будет взыматься с 25 кратным коэффициентом не ясно за что. Исходя из такой позиции министерства получается, что эксплуатанты ОНВ III категории находятся в наихудших условиях по сравнению с другими объектами в части организации ПЭК, т.к. чтобы не платить в 25 кратном размере за выбросы веществ 3,4 к.о., даже в случае если выбросы этих веществ не превышают 0,1 ПДКмр, природопользователи все равно вынуждены будут включать такие ЗВ в план-график контроля.

При этом, собственно, вообще не ясно, что мы контролируем в случае прочих загрязняющих веществ, не относящихся к 1,2 к.о., т.к. нормативов же нет, только что «ни чего не изменилось», но этот вывод можно сделать в рамках внутреннего первичного учета согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Положения подведомственного приказа не могут устанавливать более жесткие требования по сравнению с Федеральным законом, ввиду явной коллизии, в целях уменьшения риска и оптимизации затрат на природоохранную деятельность полагаю возможным формально включить в программу ПЭК указание, что по таким-то веществам контроль за неизменностью процесса осуществляется в рамках первичного учета, а результаты учёта массы выбросов таких загрязняющих веществ, за которую необходимо внести плату,отражать в таблице 2.2 в графе 12 примечание.

Если не хотите никаких споров с надзорными органами, то тогда действительно придется контролировать всё, что вошло в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р, при этом если выполняются условия п. 9.1.3, то контролировать Ваш ЗВ на данном источнике можно расчетным методом.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».