offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Обращение с пищевыми отходами

Добрый день! Регулируются ли пищевые отходы такие как сырое мясо, сырая рыба и яйцо в упаковке (образованы от деятельности торговли продуктами питания, машазина) природоохранным законодательством? Если нет, то каким? Относятся ли такие отходы к биоотходам? Возможно ли захоронение таких отходов?

access_time 04.05.2022
person_outline Анна, Московская область
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
241
просмотр

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 04.05.2022

Здравствуйте, Анна!

Правильнее будет все же говорить в данном случае об отходах пищевой продукции, при обращении с пищевой продукцией необходимо учитывать положения Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

В соответствии с п.п.2, 3 ст.3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ продукты с истекшим сроком годности запрещаются к обороту, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Надо отметить, что до сих пор эти случаи не установлены Правительством.

Отмечу, что в Федеральном законе от 02.01.2000 N 29-ФЗ не упоминается термин отход и нет отсылок к Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", т.е. существует отдельное нормативное регулирование утилизации и уничтожения продуктов питания с истекшим сроком годности.

Вместе с тем согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ способы утилизации или уничтожения некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий должны быть включены в техническую документацию на данному продукцию.

Также согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Однако в соответствии с ст. 2 данного ФЗ биологические отходы исключены из-под его регулирования.

Вместе с тем согласно ст. 4 ТР ТС 021/2011.Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" определяет "утилизацию пищевой продукции" как использование не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в целях, отличных от целей, для которых пищевая продукция предназначена и в которых обычно используется, либо приведение не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза пищевой продукции в состояние, не пригодное для любого ее использования и применения, а также исключающее неблагоприятное воздействие ее на человека, животных и окружающую среду.

Также ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» содержит следующее определение: пищевые отходы: Продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессах их производства, переработки, употребления или хранения.

Биологическими отходами, помимо прочего, являются в соответствии с Ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (далее - Правила), утвержденными Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626:

- трупы животных и птиц;

- абортированные и мертворожденные плоды;

- ветеринарные конфискаты;

- другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.
Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31.12.2020 включительно (п.24 Правил).

Запрещается захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты ( п. 33 Правил).

При утилизации отходов необходимо соблюдать требования по утилизации, установленные данными Правилами.

При этом, учитывая, что данная продукция входит в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648, её движение необходимо отражать в автоматизированной федеральной государственной информационной системе "Меркурий", предназначенной для электронной сертификации поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов, отслеживания пути их перемещения по территории Российской Федерации согласно Постановлению Правительства РФ от 07.11.2016 N 1140 "О порядке создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии" вместе с "Правилами создания, развития и эксплуатации Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии".

Подчеркну главное, сам факт разностороннего регулирования не исключает необходимость выполнения требований смежного законодательства и только лишь в соответствии с п.7 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

Таким образом, да, данные отходы, если речь идет о сырых, необработанных продуктах животного происхождения, можно отнести к биологическим, тогда обращение с ними будет регулироваться в основном ветеринарным законодательством и законодательством о качестве и безопасности пищевых продуктов. Захоронение данных отходов не допускается.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».