До разработки первого на предприятии ПНООЛР мы сделали паспорт на отход "шлак электросталеплавильный" и который был заявлен в 2ТП отходы за 2016год в объеме 8000тн,на размещение данный отход не вывозился никогда.Когда в 2017 мы начали разработку ПНООЛР,мы решили,что не будем включать данный отход в ПНООЛР, а сделаем его сразу побочным продуктом(такой опыт уже есть у металлургических предприятий и довольно успешный),сделали сертификат на соответствие ТУ( дек.2017) и протокол,сейчас заказали радиологические исследования.Все дело в том,что у нас не может из-за этого закончится прокурорская проверка,т.к. прокурор решил,что если есть паспорт отхода значит мы должны были включить его в пноолр,но мы так не считаем,у кого у коллег не спрашиваю,все говорят,что можно разработать паспорта хоть всего фкко,но что включать в пноолр,мы имеем полное право определять сами по ФЗ 89.Какой НПА может нас защитить в этом случае, как грамотно аргументировать прокуратуре,что мы не обязаны включать в ПНООЛР все паспорта,которые мы разработали(шлак не единственный отход по паспорту, который мы не включили)
P.s.На партию 8000тн,которая прошла в 2ТП отходы и нигде больше мы тоже делаем отдельно сертификат соответствия с протоколом на радиологические исследования.
Ответ:
В Вашем случае обоснованием являются требования о разработке ПНООЛР:
- Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. N 50;
- Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – МУ), утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349,
которые не содержат указания на то, что ПНООЛР разрабатывается на основании имеющихся на предприятии паспортов. Основой разработки ПНООЛР являются результаты инвентаризации источников образования отходов.
Поскольку Вы говорите о том, что на шлак имеется сертификат на соответствие ТУ и протокол – это уже является доказательством того, что это не отход, а продукция. На продукцию не распространяются требования Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Обоснование:
Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Следовательно, продукция не подходит под определение "отходов".
Согласно ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разрабатывают ПНООЛР в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с п.4 Порядка, ПНООЛР разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Приложение N 7 «Предлагаемые нормативы образования отходов в среднем за год» к МУ, указывает на то, что информация об образующихся отходах указывается в соответствии с результатами инвентаризации источников образования отходов.
Так же п.3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721, материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
- проведении инвентаризации отходов;
- подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
Таким образом, ПНООЛР составляется по результатам инвентаризации и имеющихся данных на предприятии по образованию отходов (например, данные первичного учета). Напротив, если бы ПНООЛР разрабатывался на основании паспортов, в нем не были бы учтены отходы 5 класса опасности, на которые паспорт не разрабатывается.
Так же предлагаем Вам ознакомиться с позицией Минприроды России по схожему вопросу отход-продукция (Разъяснение Минприроды России от 24.05.2016 г. "Об отходах производства и потребления"):
"В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, на такие материалы, распространяться не будут".
В данной позиции рассматривается "навоз", но она может быть применена по аналогии и в отношении иных материальных объектов, которые могут быть использованы в качестве продукции.
И ещё одно определение:
Побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
Примечание - Побочный продукт не является отходом (ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения").
Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (п.1 ст.13 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Следовательно, получив сертификат на соответствие ТУ, Вы вправе не включать материальный объект в ПНООЛР, поскольку он не является отходом.
Уважаемый гость!
Ответ на этот вопрос могут просматривать только подписчики журналов “Экология производства” и “ТБО”.