Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Экологические платежи
Исчисление вреда атмосферному воздуху как компоненту природной среды

Здравствуйте!

Согласно Приказу 59 от 28.01.2021 расчет вреда проводится при превышении для объектов III категории - нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), превышающие нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчёт)

Мы работаем с объектом III категории, у которого есть выброс пыли с содержанием SiO2 20-70%. У объекта установлен ПДВ, и выброс сильно его превышает. Целесообразно ли проводить расчет вреда атмосферному воздуху для данного объекта?

access_time 21.03.2022
person_outline Ирина Тяпкова
Вы ответили на этот вопрос
3
ответа
88
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 3

Ольга Фильченкова ,
«Общероссийская общественная организация по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество»»
textsms 11 ответов
access_time 31.03.2022

Полагаю, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для расчета предприятием размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, по Методике исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, утвержденной приказом Минприроды России от 28.01.2021 № 59 (далее – Методика).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

В отношении лиц, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, Методикой учитывается причинение вреда в результате осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), превышающих нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Аналогичные нормы содержатся в Положении о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденном постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055. Так, согласно пункту 9 указанного Положения для объектов III категории нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами.

В гигиенических нормативах содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, для вещества «Пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния, 70-20 % (шамот, цемент, пыль цементного производства - глина, глинистый сланец, доменный шлак, песок, клинкер, зола кремнезем и другие)» установлен 3 класс опасности.

Соответственно, для указанного вещества лицам, осуществляющим деятельность на объектах III категории, не требуется рассчитывать и утверждать нормативы допустимых выбросов.

Дополнительно отмечаю, что при расчете размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды, установление фактической величины i-го выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух Офi предусмотрено только в ходе государственного экологического надзора (пункт 10 Методики).

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».