offline_pin Вопрос решен
Экологические платежи
Авансовые платежи за НВОС для объектов строительства

Добрый день!

Основным видом деятельности организации является выполнение строительно-монтажных работ по прокладке газопроводов в различных субъектах РФ, т е имеется несколько объектов строительства поставленных на учет, как объекты НВОС 3-4 категории (в зависимости от срока строительства).

До настоящего времени авансовые платежи по всем объектам мы вносили в размере 1/4 суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год. Жирный минус данного метода в нашей ситуации- постоянные переплаты, а затем бесконечные "танцы с бубнами" для возврата денежных средств.

Переплаты связаны с непостоянством и спецификой работ. Например, имеется объект строительства, проектный срок выполнения работ более 6 месяцев, соответственно он попадает под 3 категорию, для него разрабатывается программа ПЭК, которая выступает нормативами по объекту. По факту получается, что активные работы ведутся в 1 и 2 квартале, остальные два квартала выполняются незначительные устранения замечаний (зачастую даже без использования техники) и оформления закрывающей документации.

Возможно ли нам изменить способ определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС и рассчитывать его на основании результатов ПЭК, за фактически оказанное воздействие в том или ином квартале? А если работы были приостановлены на целый квартал (иногда и больше), то можно ли не вносить за него плату?

И второй вопрос: как уже упоминалось ранее, у организации также имеются объекты 4 категории. В основном это строительство межпоселкового газопровода со сроком проведения работ менее 6 месяцев. Например, строительство объекта началось в октябре, завершилось в декабре, а в январе и феврале осуществлялась сдача закрывающей документации. Таким образом в новом году объект остаётся за нами, и мы обязаны вносить ежеквартальные платежи.

Разработка программы ПЭК для объектов данной категории не предусмотрена, но возможно ли по данным объектам также рассчитывать авансовые платежи исходя из фактически оказанного воздействия?

access_time 24.02.2022
person_outline Алена Шумилкина, Нижний Новгород
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
395
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Ольга Фильченкова ,
«Общероссийская общественная организация по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество»»
textsms 11 ответов
access_time 24.02.2022

Пунктом 4 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) установлены три способа определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 - 12.1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ) за предыдущий год;

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 Закона № 7-ФЗ.

Квартальные авансовые платежи не вносятся в текущем отчетном периоде лицами, обязанными вносить плату, в случае начала осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности указанными лицами в течение данного отчетного периода (пункт 5 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период (пункт 6 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, если в декларации о плате за последний отчетный период (например, в декларации о плате за 2020 отчетный год) был выбран первый способ расчета размера авансового платежа, то его смена в течение текущего отчетного года (2021) не предусмотрена. Получается, в течение 2021 года нужно было рассчитывать платеж по выбранному ранее способу (указанному в декларации о плате за 2020 отчетный год), а новый способ можно выбрать только на будущий год (2022), указав его при подаче декларации о плате за прошедший год ( за 2021 отчетный год).

Выбрать способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, можно отдельно по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду, по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (см. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043).

Согласно пункту 7 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Из указанных выше норм Закона № 7-ФЗ следует, что в случае невнесения авансовых платежей (например, платежи внесены за 1-2 кварталы текущего отчетного года, но не уплачен авансовый платеж за 3 квартал), Росприроднадзор может насчитать пени на сумму недоплаты и предъявить предприятию соответствующее требование. Также предприятие может быть привлечено к административной ответственности (по статье 8.41 КоАП).

По второму вопросу.

Согласно разъяснениям Минприроды России (https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/plata_za_negativnoe_vozdeystvie_na_okruzhayushchuyu_sredu/informatsiya_dlya_podachi_deklaratsii_o_plate_za_negativnoe_vozdeystvie_na_okruzhayushchuyu_sredu_za/) лицам, осуществляющим деятельность одновременно на объектах I и (или) II и (или) III и IV категории, необходимо вносить плату по всем эксплуатируемым объектам, включая объекты IV категории. Предприятие в рассматриваемом случае не освобождается от обязанности внесения авансовых платежей за 1-3 кварталы текущего года, даже если фактически деятельность в текущем году осуществлялась лишь в первые несколько месяцев. В данном случае минимизировать размер переплат можно, выбрав третий способ расчета размера авансового платежа. Но для этого предприятие должно вести производственный экологический контроль на таком объекте (добровольно, поскольку в отношении лиц, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, отсутствует требование осуществлять производственный экологический контроль), чтобы определять фактический объем негативного воздействия за истекший квартал.

Обращаю внимание, что в случае несогласия предприятия с указанной выше позицией Минприроды России, предприятие вправе обратиться в суд для отстаивания своих интересов.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».