Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
сверка данных по отходам с БДО

Добрый день! В приказе МПР от 08.12.2020 №1026 указано, что установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.

Подскажите пожалуйста для того, чтобы признать отход включенным в ФККО идентичность должна быть полной? Или могут быть все-таки отличия?

По многим отходам есть разногласия с БДО. Например по ртутным лампам, в БДО указан состав: алюминий, ртуть, стекло. А в письме от производителя: Стекло СЛ-11, Люминофор, Мастика, алюминий, латунь, гетинакс, медь, припой, сталь, ртуть, вольфрам, платинит.

Можно ли считать, что эти лампы не включены в ФККО?


access_time 13.10.2021
person_outline Яна Черная
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
31
просмотр

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 14.10.2021

Здравствуйте, Яна!

Согласно п.3 Порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, утв. Приказом Минприроды № 1027, отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах (далее - БДО), полное соответствие классификационных признаков не установлено. Согласно п.6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, классификационным признаком является происхождение, условия образования отхода (принадлежности к определенному производству, технологии), состав, агрегатное состояние и физическая форма.

Согласно п. 27 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, Банк данных в части данных об отходах формируется и ведется на основе информации о конкретных видах отходов, представляемой хозяйствующими субъектами, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности. Согласно п. 29. Банк данных включает следующие сведения в части данных об отходах: наименование и код вида отходов по ФККО; наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции; химический и (или) компонентный состав отхода в процентах; агрегатное состояние и физическая форма вида отходов и т.д. Согласно п.30 Банк данных размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа). Таким образом, ФККО наполняется на основании данных предоставленных самими природопользователями и значительная часть отходов перешла в новый ФККО из старого, при этом не существует методических указаний как определять и формулировать данные признаки, даже по составу, ведь все мы понимаем, что состав ни одного вида отходов не может быть однородным и колеблется в пределах, даже по тем же изделиям загрязненным нефтепродуктами, установлены пороговые значения до 14,99% и более при разграничении класса опасности. Поэтому нельзя ожидать полного соответствия по составу, но это "скользкий" не урегулированный момент, т.к. в БДО могут отсутствуют все необходимые сведения в принципе или быть не полными. Получается, что согласно установленным требования данные быть должны, но не всегда есть от части и по тому, что значительную часть ФККО составляют отходы, перешедшие в новый каталог из старого каталога 2002-2003 г.г. В этом случае можно попробовать официально запросить у ЦА Росприроднадзора соответствующие разъяснения.

Следующий основной вопрос – это определение состава отхода, при этом сам порядок не содержит указаний как этот состав определять, здесь нам придётся обратиться к ФЗ №89 (ч.3 ст. 14), Приказ №1027 (п. 4), Приказ №1028 (п.7), при анализе которых понимаем, что химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, обращаю Ваше внимание, что перечень закрытый, т.е. информация из каких-либо справочников, писем производителей без привязки к конкретным ТУ, ОСТ, ГОСТ, СТО не может являться основанием для определения состава отходов, тем более не является базой для определения состава отхода БДО или Приказ Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 "Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов". И данный способ в большей степени подходит для определения состава изделий, которые перешли в отход после утраты своих свойств и не подвергались загрязнению.

Также хотелось бы обратить внимание на следующее положения не содержат требований к формату сведений о химическом и (или) компонентном составе образующегося отхода, согласно п. 29 Порядка, утв. Приказом № 792, состав отхода д.б. указан в процентах, так же это следует из формы паспортов и таблицы 1 прил. 1 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом 1028. Согласно приложению Г.2.4 ГОСТ Р 53691-2009 состав отхода определяют методами физического, физико-химического, химического анализа или на основании анализа состава первичного сырья, из которого образовался отход, и технологических режимов переработки этого сырья. Количественный состав (относительную концентрацию каждого компонента в общей массе отхода) выражают в мг/кг отхода. При этом определяемое значение должно представлять собой верхнюю границу концентрации данного компонента в общей массе, то есть соответствовать термину "не более". Поэтому сумма концентраций всех компонентов, из которых состоят отходы, не может быть менее, но может быть более единицы. И в этом есть рациональное зерно, потому что отходы в принципе не однородны по своему составу. Исходя из анализа упомянутого Приказа Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 можно сделать вывод, что состав отхода может быть указан в виде соответствующего диапазона содержания компонентов. Что подтверждает судебная практика (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 N 18АП-14549/2019 по делу N А47-12632/2018).

Таким образом, по закону, во-первых Вам надо установить состав именно Ваших ламп, во-вторых, в БДО указаны основные компоненты (алюминий, ртуть, стекло), без % содержания, можно уточнить официально у РПН могут ли в состав данного отхода входить другие элементы и судя по Приказу Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810 - могут. Можно и не спрашиватьв РПН, т.к. могуть дать формальный или перестраховочный ответ, можно в принципе с определенной долей риска сослаться на данный приказ Росприроднадзора от 13.10.2015 N 810, просто это не официальный НПА и легитимность у него примерно такая-же как и письма, но согласно данному приказу в состав данного отхода могут входить также латунь, молибден, вольфрам, сталь никелированная, медь, люминофор, кварцевое стекло, мастика, алюминий, припой оловянно-свинцовый (по свинцу).

Надо понимать, что наше законодательство и ФККО с БДО в частности не совершенны, если следовать заложенной логике, то каждую отдельную партию отходов надо будет вводить в ФККО, поэтому на практике вполне достаточно таких писем, не полного соответствия состава, НО риски есть, и к сожалению, свести их к нулю не получится.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».