Стоимость 3000 ₽
offline_pin Вопрос решен
Экологические платежи
О применении коэффициента 25 и 100 для объекта II категории НВОС при отсутствии согласованного плана снижения сбросов

Добрый день! Предприятие имеет объект НВОС II категории. Сброс сточных вод по некоторым веществам осуществляется с превышением НДС. До 01.01.2019 согласовать План снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС и получить Разрешение на сбросы предприятию не удалось. В феврале 2019 нами была подана Декларация о воздействии на окружающую среду. В таблицу раздела 5 декларации была внесена как информация о массе сбросов ЗВ в пределах НДС, так и информация о массе сбросов ЗВ с превышением НДС. Порядок выдачи разрешения на временные сбросы для объектов II категории в настоящее время не разработан. Управление Росприроднадзора при исчислении платы за 2019 и 2020 к массе сброса ЗВ, превышающих НДС требует применять коэффициент 100, что при наших объемах сброса приводит к многомиллионной плате. Просим Вас разъяснить, применимо ли для объектов II категории при невозможности соблюдения НДС ЗВ к ставкам платы за сброс ЗВ применять коэффициент равный 25, если временно разрешенный сброс на данные вещества не установлен, но в декларации о воздействии на ОС соответствующие превышения по массе сброса задекларированы в столбце 9 (масса сбросов загрязняющих веществ, т/год с превышением нормативов допустимых сбросов) раздела 5 Декларации. И если нет, и нам все-таки необходимо применять коэффициент 100, то как нам лучше поступить в сложившейся ситуации. Спасибо!

access_time 04.06.2021
person_outline Ольга, Пермь
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
550
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Ольга Фильченкова ,
«Общероссийская общественная организация по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество»»
textsms 11 ответов
access_time 21.01.2022

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона № 7-ФЗ (пункт 6 статьи 23.1 Закона № 7-ФЗ). Установление временно разрешенных сбросов в отношении объектов II категории допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды (пункт 2 статьи 23.1, пункт 1 статьи 67.1 Закона № 7-ФЗ).

Согласно статье 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений.

Пунктом 12(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых сбросов используют формулу, указанную в пункте 17 Правил № 255 (с применением коэффициента Кнд, равного 1). Такие лица при осуществлении сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на сбросы загрязняющих веществ при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 Правил № 255 (с применением коэффициента Квр, равного 25). При превышении установленных нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные сбросы), такие лица при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 21 Правил № 255 (с применением коэффициента Кпр, равного 100, за исключением случая, указанного в пункте 12(1) Правил № 255).

Исходя из положений пункта 21 Правил № 255, для случая, указанного в пункте 12(1) Правил № 255 (в частности, в отношении объекта II категории при наличии действующего разрешения на сброс загрязняющего вещества, полученного до 1 января 2019 года), лица, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при превышении нормативов допустимых сбросов вместо коэффициента Кпр применяют коэффициент Кср, равный 25.

Пунктом 11(3) Правил № 255 установлено, что при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 Правил № 255 (с применением коэффициента Кнд, равного 1).

Пунктом 11(4) Правил № 255 установлено, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в отношении сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 Правил № 255 (с применением коэффициента Кпр, равного 100). Такие лица при осуществлении сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных сбросов для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 19 Правил № 255 (с применением коэффициента Квр, равного 25).

С учетом изложенного, при наличии у предприятия, осуществляющего деятельность на объекте II категории, действующего (как минимум, до даты подачи декларации о воздействии на окружающую среду) разрешения на сброс загрязняющего вещества, полученного до 1 января 2019 года (в отсутствие разрешения на временные сбросы), плата до даты подачи декларации о воздействии на окружающую среду в отношении значений сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы, должна исчислять по формуле, указанной в пункте 21 Правил № 255, с применением коэффициента Кср, равного 25. С даты подачи декларации о воздействии на окружающую среду (в отсутствие разрешения на временные сбросы) плата в отношении значений сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные нормативы, должна исчислять по формуле, указанной в пункте 21 Правил № 255, с применением коэффициента Кпр, равного 100.

Таким образом, из трактовки положений Правил № 255 следует, что ответом на вопрос, применимо ли для объектов II категории при невозможности соблюдения НДС ЗВ к ставкам платы за сброс ЗВ применять коэффициент равный 25, если временно разрешенный сброс на данные вещества не установлен, но в декларации о воздействии на окружающую среду соответствующие превышения по массе сброса задекларированы в столбце 9 (масса сбросов загрязняющих веществ, т/год с превышением нормативов допустимых сбросов) раздела 5 Декларации, будет «нет».

В рассматриваемом случае до момента получения временно разрешенных сбросов размер платы можно снизить за счет снижения объемов сбрасываемых в водные объекты загрязняющих веществ.

Законодательство позволяет предприятию разработать план мероприятий по охране окружающей среды (отсутствие порядка установления временно разрешенных сбросов не препятствует разработке плана), в котором предусмотреть природоохранные мероприятия, направленные на снижение сбросов загрязняющих веществ по тем веществам, по которым идет превышение НДС. Необходимости согласования плана с уполномоченными органами нет.

Процедура разработки плана мероприятий по охране окружающей среды регламентирована статьей 67.1 Закона № 7-ФЗ. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды (пункт 1 статьи 67.1). План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц (пункт 2 статьи 67.1). Для установления временно разрешенных сбросов план включает в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду (пункт 3 статьи 67.1).

Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667.

Обращаю внимание на наличие разъяснений Минприроды России о порядке выдачи временно разрешенных сбросов. Согласно письму Минприроды России от 17.04.2020 № 12-47/9513 (https://news.ecoindustry.ru/wp-content/uploads/2020/05/o_poryadke_vydachi_VRS.pdf) до момента утверждения порядка выдачи временно разрешенных сбросов, выбросов при разработке временно разрешенных сбросов, выбросов разрешения на временно разрешенные сбросы, выбросы выдаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469, согласно которому при невозможности соблюдения указанных нормативов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с данной службой планов снижения таких сбросов.

При этом в публичном доступе размещена следующая позиция Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (https://rpn.gov.ru/faq/?type=theme&id=Использование+и+охрана+водных+объектов&PAGEN_8=169; последнее обновление: 22.09.2020): «Выдача разрешений на временные сбросы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, возможна после утверждения порядка выдачи указанных разрешений».

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».