offline_pin Вопрос решен
Экологическая отчетность, ПЭК, аудит
ОНВОС III категории: инвентаризация, ПДВ, рассеивание

Объект НВОС 3 категории. Вводные данные:

1) По инвентаризации источников выбросов и загрязняющих веществ в атмосферу выявлены вещества 1, 2, 3, 4 классов опасности;

2) Для всех веществ посчитаны ПДВ и получено Разрешение на выбросы в 2018 году;

3) По всем веществам также рассчитано рассеивание и только те, что >0,1 ПДКмр на границе предприятия, вошли в итоговый план-график ПЭК: 2, 3, 4 класс опасности. И только по ним будет осуществляться плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Вопрос: правильно ли поступило предприятие с выбросами?

access_time 03.02.2021
person_outline Сергей
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
486
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Ольга Фильченкова ,
«Общероссийская общественная организация по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество»»
textsms 11 ответов
access_time 21.02.2022

Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Пунктом 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055, установлено, что для объектов III категории нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. В пункте 10 указанного Положения прописано, что для объектов III категории нормативы допустимых выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах III категории, обязаны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (далее – ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК (статья 67 Закона № 7-ФЗ).

Требования к содержанию ПЭК, а также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее – Отчет ПЭК) утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее – Требования № 74). Форма Отчета ПЭК утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Согласно пункту 9.1.2 Требований № 74 в план-график контроля стационарных источников выбросов не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду определен статьей 16.2 Закона № 7-ФЗ. Платежной базой для исчисления платы в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ. Платежная база определяется на основе данных ПЭК для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее – Перечень № 1316-р).

Таким образом, предприятие, осуществляющее деятельность на объекте, относящемся к III категории, обязано вносить плату по всем загрязняющим веществам, включенным в Перечень № 1316-р, присутствующим в выбросах.

По мнению Минприроды России (см. письмо от 22.02.2020 № 12-47/10202) в Требованиях № 74 и Законе № 7-ФЗ не установлены ограничения для включения в вышеуказанный план-график контроля иных (не указанных в названных документах) загрязняющих веществ, присутствующих в сбросах и выбросах со стационарных источников. Для корректного исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду объектов III категории целесообразно включение в ПЭК данных о выбросах тех загрязняющих веществ, для которых исчисляется такая плата (см. письмо Минприроды России от 20.08.2019 № 12-29/19682).

В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в Отчете ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Указанные положения детализируются в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255)

В соответствии с пунктом 11(1) Правил № 255 при исчислении платы лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в Отчете ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности). В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, указанных в Отчете ПЭК, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 Правил № 255 (без применения повышающего коэффициента).

Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов, указанные в Отчете ПЭК, для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 Правил № 255, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности). При непредставлении Отчета ПЭК такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21(1) Правил № 255 (пункт 11(2) Правил № 255).

В анализируемом случае для веществ III, IV класса опасности отсутствие информации по ним в Отчете ПЭК может рассматриваться как непредставление Отчета ПЭК (по данным веществам), и как основание для расчета платы по формуле, указанной в пункте 21(1) Правил № 255, с применением повышающего коэффициента Кср, равного 25.

Чтобы не применять при исчислении платы повышающий коэффициент рекомендую предприятию осуществлять ПЭК в отношении всех загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах, вошедших в Перечень № 1316-р, а также подавать Отчет ПЭК, включив в него информацию о всех выбрасываемых веществах.

Что касается веществ, для которых рассчитываются нормативы допустимых выбросов (высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности)), то исчисление платы по ним подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов) Правил № 255, а в случае получения разрешения на временно разрешенные выбросы, - формуле, указанной в пункте 19 Правил № 255 (см. письмо Минприроды России от 27.01.2021 № 12-50/825-ОГ).

Отсутствие утвержденных нормативов допустимых выбросов для веществ I, II класса опасности влечет за собой применение при расчете платы ко всему объему выброшенных в атмосферных воздух веществ I, II класса опасности (за период, когда соответствующие нормативы отсутствовали) формулы, указанной в пункте 21 Правил № 255 (с применением повышающего коэффициента, равного 25).

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».