Предприятие «А» занимается перепродажей лома металла. Лом металла закупается и без каких-либо действий над ним, перепродается другим организациям или с целью такой же перепродажи или с целью переработки, предприятиям, у которых лицензия на обработку есть. В 2017г. предприятием «А» получена лицензия в части сбор отходов IV класса опасности. Согласно Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ-89) (ред. от 28.12.2016) сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Согласно ФЗ-89 (ред. от 31.12.2017) сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Правомерно ли считать, что раз предприятие не осуществляет обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, то данная лицензия более не нужна?
У предприятия «А» есть площадка складирования лома металла и весовая. Все сотрудники предприятия «А» совместители из предприятия «Б» (кроме сотрудника обслуживающего весовую). Производственная деятельность на предприятиях «А» и «Б» отсутствует, только офисная. На вывоз и размещение ТКО заключен договор с региональным оператором от предприятия «Б». Паспорт данного отхода у предприятия «Б» есть. Нужна ли какая-либо экологическая документация предприятию «А»?
Здравствуйте!
В конце 2018 года Росприроднадзором было опубликовано пояснительное письмо от 10.09.2018 N АА-10-01-32/19160 "О направлении информации". Приведу его в полном варианте, так как он дает развернутый ответ на Ваш вопрос.
«Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу необходимости лицензирования деятельности в области обращения с отходами и сообщает следующее.
Согласно основным понятиям, указанным в ст. 1 Федерального закона 01 24.06.1608 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ломом и отходами цветными и (или) черных металлов являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению установлены положениями ст. 13.1 Закона № 89- ФЗ и регулируются Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, а также Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 №370 и от 11.05.2001 №369. соответственно).
В соответствии с п. 34 ч. I ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности": заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов. цветных металлов является отдельным лицензируемым видом деятельности.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Необходимо отметить, что труппа отходов «лом и отходы черных и цветных металлов» включена в Федеральный классификационный каталог от ходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. и виды отходов, входящие в состав указанной группы, имеют различные классы опасности от II класса опасности до V.
Таким образом, постольку предусмотрено лицензирование деятельности но заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, получение дополнительно лицензии на обращению с отходами при осуществлении указанных видов деятельности не требуется.
При этом, если в процессе указанной деятельности образуются иные отходы I - IV классов опасности, не являющиеся ломом черных и цветных металлов, обращение с такими отходами осуществляется в общем порядке, предусмотренном Законом № 89-ФЗ».
Кроме этого, существующая судебная практика показывает, что в спорах о необходимости дополнительного лицензирования сбора отходов предприятиям, осуществляющим прием металлолома, суд также поддерживает эту позицию.
Но надо помнить о нюансах.
Если предприятие в процессе своей деятельности принимает на демонтаж автомобили, оргтехнику, бытовую технику и прочее с целью разбора на металл, то эта деятельность уже по сбору, обработке отходов, то есть требует лицензирования в области обращения с отходами. Так как принимаете вы отход одной группы по ФККО, производите его обработку (разбор на составляющие, например, металл, масла, пластик, текстильные отходы, стекло, отходы резины – от разбора автомобиля) и в результате получаете отходы других групп ФККО.
Уважаемый гость!
Ответ на этот вопрос могут просматривать только подписчики журналов “Экология производства” и “ТБО”.