Здравствуйте!
Наша организация имеет на балансе 12 единиц автотранспортных средств, ремонт/обслуживание которых осуществляется на станциях техобслуживания. Соответственно, в договорах СТО не прописывает (и не будет) пункт каких-либо обязанностей в отношении отходов от ремонта (отработанное масло, запчасти, комплектующие и т.д.). В договорах вообще нет слова "отход". В акте фигурируют только замененные части типа фильтр, щетка дворника, лампа ближнего света, сальник, крышка, датчик и т.п. или просто фраза "текущий ремонт". После ремонта СТО замененные детали, масло и т.д. заказчику не возвращает.
Транспорт есть, ремонт осуществляем, но отходы не показываем, т.к. их по факту нет (все осталось на СТО).
Как в данном случае вести учет отходов от ремонта автотранспорта? Нарушаем ли мы природоохранное законодательство?
Спасибо!
Здравствуйте, Наталья!
Лучше все же попытаться урегулировать данный вопрос в рамках договора на обслуживание автотранспорта, тем более если по факту отходы все равно остаются у автосервиса, практика достаточно широко распространенная, это сняло бы все вопросы и возможные претензии со стороны надзорных органов, если не с этим автосервисом, то с другим, который согласиться, это уже вопрос рыночных предложений.
Если это сделать не возможно, но по умолчанию все отходы, которые образуются в автосервисе при техобслуживании и осмотре Вашего автотранспорта, остаются в автосервисе, и они их Вам не возвращают, то за них отвечает автосервис, т.к именно отходы образуются именно в ходе деятельности автосервиса и на его объекте негативного воздействия и на этом надо настаивать при защите своей позиции. Некоторые положения статей Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 25.12.2018) прямо привязаны именно к отходообразующей деятельности:
ч.1 ст. 14 : "Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности...."
ч.4 ст. 23:" Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы".
В рамках ст. 18 можно вообще попробовать прямо привязать образование отходов к определенному объекту негативного воздействия, иначе структура нормирования будет не корректной. Так автосервисы, как правило, ставят на учет как объекты негативного воздействия III категории, соответственно они отчитываются по факту образования и им гораздо проще это сделать и тут логично, а у Вас вообще может быть ОНВ IV категории и Вы не обязаны предоставлять ни какую дополнительную отчетность (и в данном случае если эти отходы останутся за Вами обращение с ними пройдет как бы мимо надзорных органов), но отходы в данном случае все же образуются на конкретном ОНВ и не на Вашем, т.е. еще можно и за новую систему нормирования зацепиться, хотя правоприменительной практики такой пока разумеется нет, может использоваться как дополнительный аргумент при защите интересов.
Также можно сделать отсылку к статье 4 ФЗ № 89 и статьям 226 и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018), в соответствии с которыми Вы можете отказаться от права собственности на отходы просто их оставив в автосервисе, а автосервис в силу ч.2 ст. 226 ГК становиться их собственником, т.к. это его территория и он организует дальнейшее обращение с ними самостоятельно. Но право собственности понятие шаткое, если автосервис упрется и будет настаивать на том, что это все же Ваши отходы и он ждет когда Вы их заберете с его территории, то у Вас могут возникнуть проблемы, т.к изначально масло, АКБ, шины и т.д. принадлежали Вам (основание ст. 218 ГК РФ), вот такое вот оно право собственности, поэтому лучше все фиксировать в договоре.
Т.е. логика здесь такова: автотранспорт приезжает в автосервис и если при осмотре специалистами автосервиса выявляется необходимость замены масла, АКБ, шин, фильтров, колодок, свечей и т.д., то проводятся соответствующие работы сотрудниками автосервиса, с использованием материалов автосервиса, в ходе именно этих работ образуются соответствующие отходы. Отработанное масло, фильтры и т.д. становятся отходами именно тогда, когда их заменили, пока их не заменили это не отход, иначе Вы бы занимались утилизацией отходов, продолжая эксплуатировать автотранспорт с отработанным маслом.
Это же и в интересах автосервиса, потому что с отработанных масла, АКБ, шин/покрышек он может получить дополнительную прибыль, сдав их на утилизацию, но если позиционировать их сторонние отходы, а не собственные, то возникает проблемы с учетом поступающих отходов от каждого отдельного лица и с регулированием права собственности на них. Раньше, пока не внесли правки в определения сбора отходов и лицензию с автосервисов могли потребовать, это в общем может служить дополнительным аргументом в пользу перевода Ваших взаимоотношений по отходам в правовое поле.
Другой момент это то, что Вам не на своей территории чисто технически сложно будет организовать процесс обращения с отходами в рамках действующего законодательства, т.к. самостоятельно транспортировать Вы их не сможете, для этого нужно будет привлекать лицензированную организацию, а пока она приедет организовать соответствующее накопление, а еще как-то передачу отходов организовать. Можно конечно использовать автосервис в качестве посредника по удалению отходов, но тогда они должны будут учитывать Ваши отходы или оформлять соответствующие справки об их передаче, и это тоже надо будет все фиксировать в договоре. Вам необходимо будет предоставлять им копии паспортов на отходы, запрашивать с них цепочки подтверждающих документов, что все было вывезено и передано для дальнейшего обращения надлежащим образом. Я думаю это будет не удобно ни Вам, ни им.
Чтобы привлечь Вас к какой-либо ответственности в отношении именно этих отходов, надзорному органу надо будет доказать, что это (конкретно вот эти вот отходы) именно Ваши отходы. Чтобы понять уровень риска (на сколько старательно они будут собирать доказательную базу) можно выяснить позицию Ваших надзорников по данному вопросу, например, в Москве и области с 2011 года достаточно просто иметь договор с автосервисом, чтобы не беспокоится об отходах, которые образуются при обслуживании автотранспорта, хотя некоторые инспектора при согласовании НООЛР требовали наличие в договоре определения порядка обращения с образующимися отходами, чтобы все же однозначно этот процесс был урегулирован.
Резюме. Пока автосервис оставляет эти отходы у себя и организует с ними дальнейшее обращение - это его отходы, для этого есть все основания, как только автосервис возращает эти отходы Вам (а он имеет право так сделать), то это уже Ваши отходы со всеми вытекающими последствиями. Чтобы исключить эти риски лучше все фиксировать в договоре.
Уважаемый гость!
Ответ на этот вопрос могут просматривать только подписчики журналов “Экология производства” и “ТБО”.