offline_pin Вопрос решен
Экологическая отчетность
Парниковым газы (отчет Приказ № 330 от 29.06.2017)

Наше предприятие относится к III категории объектов НВОС, основной вид деятельности производство парфюмерно-косметических средств и товаров бытовой химии. Электроэнергию мы получаем от местной ГРЭС по договору, теплоснабжение - от собственной котельной, работающей от природного газа. Также на предприятии есть сушильные печи, которые работают от природного газа. На балансе предприятия стоят легковые и грузовые автомобили.

В раннее полученном разрешении на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не был нормирован диоксид углерода (СО2 – углекислый газ), но был нормирован оксид углерода (СО – угарный газ). Прошу разъяснить некоторые вопросы:

1. Необходимо ли нашему предприятию сдавать отчет о косвенных энергетических выбросах за отчетный период, если да то в какой срок?

2. Правильно ли я понимаю, что данный отчет мы должны сдавать даже если у нас не нормирован диоксид углерода т. к. в отчеты вносятся косвенные выбросы парниковых газов от организаций?

3. Данные, которые мы будем вносить в отчет должны быть только по использованному природному или еще и по использованной электроэнергии?

4. Диоксид углерода так же будет образовываться при работе автотранспорта, по чему эти сведения не учитываются при заполнении данного отчета?

5. Диоксид углерода не входит в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (Распоряжение правительства РФ от 08.07.2015г. № 1316-р) к чему тогда этот отчет ?

access_time 09.06.2019
person_outline Елена
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
1978
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

Редакция Экология производства
«ООО "Отраслевые ведомости"»
textsms 36 ответов
access_time 11.06.2019

Коллеги, добрый день! Дело в том, что Вы спрашиваете, как исполнять обязанность, которой на сегодняшний день не существует. То есть, как исполнять обязанность, порядок которой не определен???

По этой причине сообщаем: требования терорганов Росприроднадзора о необходимости представления в начале июня 2019 г. отчетов о выбросах парниковых газов в Минприроды России не соответствует действующему законодательству.

Обратимся к заключению юристов по этому вопросу.

Почему требования терорганов Росприроднадзора о необходимости представления в начале июня 2019 г. отчетов о выбросах парниковых газов в Минприроды России не соответствует действующему законодательству?

В начале текущей недели территориальные органы Росприроднадзора проинформировали природопользователей о необходимости представления в Минприроды России в срок до 3 июня 2019 года отчетов об объеме выбросов парниковых газов, подготовленных в соответствии с методическими указаниями и руководством, утв. Приказом Минприроды России от 30.06.2015 г. № 300.

(пример такого информирования доступен по ссылке).

http://78.rpn.gov.ru/newsto/otchetnost-ob-obeme-vy...

Рассмотрим: почему данные требования Росприроднадзора являются не соответствующими законодательству?

Прежде всего отметим, что в настоящее время приняты следующие нормативные правовые акта, регулирующие отношения, связанные с выбросами парниковых газов:

- Указ Президента РФ от 30.09.2013 г. № 752 "О сокращении выбросов парниковых газов";

- Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2014 г. № 504-р "Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году";

- Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 г. № 716-р "Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации";

- Приказ Минприроды России от 30.06.2015 г. № 300 "Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации";

- Приказ Минприроды России от 29.06.2017 г. № 330 "Об утверждении Методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов".

В свою очередь, в разделе IV "Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации", утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.04.2015 г. № 716-р, запланирована разработка и издание нормативных правовых актов, касающихся:

обязанности организаций осуществлять инвентаризацию выбросов и поглощений парниковых газов и представлять в уполномоченные государственные органы отчеты или сведения о сокращении выбросов парниковых газов;

установления критериев для идентификации организаций, на которых возлагается обязанность по осуществлению мониторинга и представлению отчетов;

методических указаний и руководств по количественному определению объема выбросов парниковых газов;

единых требований к содержанию отчета и стандартной формы представления сведений об объемах выбросов парниковых газов и о реализации мероприятий (проектов) по их сокращению;

установления порядка осуществления уполномоченными государственными органами исполнительной власти сбора, проверки и регистрации отчетов.

В своих требованиях Росприроднадзор ссылается на изданный ещё в 2015 году Приказ Минприроды России от 30.06.2015 г. № 300.

О чем этот документ?

Приказ Минприроды России от 30.06.2015 г. № 300 предусматривает:

- порядок количественного определения объема выбросов парниковых газов в организациях;

- требования к содержанию и оформлению исходных данных и расчета объема выбросов парниковых газов за отчетный период;

- требования к содержанию и оформлению сведений (отчета) о выбросах парниковых газов.

При этом Методические указания и руководство по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утвержденные данным Приказом, содержат приложение № 1 "Категории источников выбросов и парниковые газы, подлежащие обязательному учету в организациях".

Таблица, составляющая указанное приложение № 1, включает столбцы:

- Категория источников выбросов парниковых газов (содержит перечисление процессов, при осуществлении которых может производиться выброс парниковых газов);

- Парниковый газ (содержит перечисление конкретных парниковых газов, выбросом которых сопровождаются процессы, перечисленные в столбце "Категория источников выбросов парниковых газов").

Оценивая значение упоминания в уведомлениях Росприроднадзора Приказа Минприроды России от 30.06.2015 г. № 300, мы приходим к выводу, что позиция Росприроднадзора о необходимости представления природопользователями отчетов об объеме выбросов парниковых газов, скорее всего, основана на логике применения следующих положений Методических указаний.

1. В соответствии с п. 1 Методических указаний:

Методические указания предназначены для организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации, в результате осуществления которой происходят выбросы парниковых газов в атмосферу.

Следовательно, требования Методических указаний, утв. Приказом Минприроды России от 30.06.2015 г. № 300:

- по количественному определению объема выбросов парниковых газов в организациях;

- по оформлению исходных данных и расчета объема выбросов парниковых газов за отчетный период;

- по оформлению сведений (отчета) о выбросах парниковых газов

обязательны для всех лиц, в процессе деятельности которых осуществляется выброс парниковых газов в атмосферу.

2. Методические указания предусматривают перечень парниковых газов, в отношении которых осуществляется учет:

- п. 14 содержит перечень парниковых газов, количественные данные о выбросе которых используются при расчете суммарных выбросов парниковых газов по категориям источников и организации в целом – CO2, CH4, N2O, CF4, C2F6, CHF3, SF6;

- п. 23 содержит перечень парниковых газов, количественные данные о выбросах которых включаются в сведения (отчет) о выбросах парниковых газов – CO2, CH4, N2O, CF4, C2F6, CHF3, SF6;

- таблица, составляющая приложение № 1 к Методическим указаниям, содержит перечень парниковых газов, подлежащих обязательному учету в организациях.

3. Согласно п. 24 Методических указаний:

сведения (отчет) о выбросах парниковых газов хранятся в организации в электронном и бумажном виде не менее 5 лет после окончания отчетного периода.

Такая логика, конечно, имеет право на существование. Однако следует также учитывать, что Приказ Минприроды России от 30.06.2015 г. № 300 не содержит положений, устанавливающих обязанность организаций представлять в какой-либо орган государственной власти отчетность (отчет) о выбросах парниковых газов.

Почему в отсутствие таких норм природопользователи должны совершать действия по представлению отчетности?

Кроме того, Приказ № 300 не содержит положений, определяющих орган государственной власти, в который организации обязаны представлять отчетность (отчет) о выбросах парниковых газов.

Даже если допустить, что отчетность представлять нужно, в какой орган направлять отчетность? Почему именно в Минприроды России? Почему не в Росприроднадзора?

______________

В данном случае не принимается потенциальный аргумент Росприроднадзора о том, что в соответствии с п. 5 Плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году, утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.04.2014 г. № 504-р, Минприроды России указано в качестве ответственного исполнителя за сбор, проверку и регистрацию сведений (отчетов) об объеме выбросов парниковых газов, представленных организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации.

Мы ведь говорим не об органе, который ответственен за сбор, проверку и регистрацию отчетов, а об органе, в который природопользователи, якобы, обязаны направлять отчеты.

______________

Кроме того, Приказ № 300 не содержит положений, определяющих срок, до наступления которого организации обязаны представлять отчетность (отчет) о выбросах парниковых газов за отчетный период.

Откуда берется 03 июня 2019 г.? Кто уполномочил Росприроднадзор придумывать срок для представления отчетности?

Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2018 г. № 842-р в раздел IV Концепции внесены изменения, согласно которым:

<…> сбор, проверка и регистрация отчетов, представленных организациями, осуществляются в установленном порядке начиная с 2019 года.

Видимо, Правительство РФ еще в 2018 году задумало начать собирать соответствующие отчеты с 2019 года.

Видимо, Росприроднадзор желает (сам либо по указке сверху) реализовать заложенный в Концепцию лозунг.

Вот только госорган не учитывает, что сегодня нет установленного "порядка сбора, проверки и регистрации отчетов, представляемых организациями".

Исходя из положений Концепции, определение наличия у лица обязанности по ведению учета выбросов парниковых газов должно осуществляться на основании критериев для идентификации организаций, на которые возлагается обязанность по осуществлению мониторинга и представлению отчетов (сведений) об объемах выбросов парниковых газов.

При этом по состоянию на июнь 2019 г. ни критерии, ни круг лиц (организаций), на которых возложена обязанность по осуществлению учета выбросов парниковых газов и предоставлению годовой отчетности о выбросах парниковых газом, не определены.

Таким образом, в отсутствие в настоящее время нормативных положений, устанавливающих требования к порядку представления отчета о выбросах парниковых газов, сроку представления отчета, а также положений, определяющих органы государственной власти, в которые лица, осуществляющие выбросы парниковых газов, должны представлять отчеты, требования/уведомления территориальных органов Росприроднадзора о необходимости представления в Минприроды России в срок до 03.06.2019 г. сведений (отчетов) об объеме выбросов парниковых газов, подготовленных в соответствии с методическими указаниями и руководством, утвержденными Приказом Минприроды России от 30.06.2015 г. № 300, не соответствуют действующему законодательству.




Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».