offline_pin Вопрос решен
Экологические платежи
Как правильно внести авансовые платежи за НВОС в 2018 году?

Добрый день!

Подскажите, как правильно внести авансовые платежи за НВОС в 2018 году и можно ли внести плату целиком по итогам года?

Ситуация следующая: нашим предприятием были внесены платежи за 2016, 2017 гг., но т.к. при размещении отходов ТКО в текущих периодах вносить плату не требовалось, то образовалась переплата. Нами было подано заявление о зачете излишне уплаченных сумм и получен ответ от ДРПН: в настоящее время, в связи с отсутствием утвержденного порядка, зачет излишне уплаченных сумм платы за НВОС невозможен.

В настоящее время предприятие продолжает вносить авансовые платежи в размере 1/4 от суммы уплаченной за предыдущий год, но с учетом переплаты, суммы которой нам не зачли в счет предстоящих платежей и с учетом новых ставок НВОС, которые снизились в 7 раз у нас опять образуется переплата. Каким образом нам урегулировать этот разрыв в платежах, ведь с отсутствием порядка нам снова откажут в зачете.

Правомерно сейчас не вносить авансовые платежи, а по итогам года оплатить всю сумму сразу, во избежание переплат и последующих вытекающих обстоятельств с возвратами и актами сверок и т.д.

access_time 10.07.2018
person_outline Елена
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
678
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 10.07.2018

Добрый день!

Избрав позицию о возможности невнесения авансовых платежей в связи с образовавшимися переплатами, природопользователи, по существу, могут использовать, по существу, один-единственный аргумент: ссылка на п. 2 ст. 16.5 ФЗ "Об охране окружающей среды", в соответствии с которым:
излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.

Однако при таком подходе не учитывается, что в п. 2 ст. 16.5 ФЗ "Об охране окружающей среды" идет речь о:
- возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС по заявлению лиц, обязанных вносить плату;
- зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет будущих платежей по итогам контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения, осуществляемом администратором платы за НВОС.

Следует обратить внимание, что Правила исчисления и взимания платы устанавливают два способа зачета сумм излишне уплаченной платы за НВОС.

Способ 1. Зачет излишне уплаченных сумм платы по заявлению лица, обязанного вносить плату за НВОС, – производится в течение 3 месяцев со дня подачи заявления.

Способ 2. Зачет излишне уплаченных сумм платы по инициативе Росприроднадзора – производится после проведения контроля за исчислением платы и составления акта контроля за исчислением платы.
При этом обязательным элементом применения такого способа является направление лицу, обязанному вносить плату за НВОС, предложения оформить зачет переплаты в счет будущего отчетного периода.

Следует подчеркнуть, что ни ФЗ "Об охране окружающей среды", ни Правила исчисления и взимания платы за НВОС не предусматривают автоматический зачет излишне уплаченных сумм платы в счет будущих платежей лишь по тому основанию, что у природопользователя образовалась переплата, о которой ему доподлинно известно, но наличие и размер которой не подтвержден администратором платы за НВОС.

При этом, учитывая, что на принятие решения о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС в счет будущих платежей администратору платы за НВОС отводится 3 месяца со дня подачи заявления лицом, обязанным вносить плату, вероятнее всего, к 20 апреля текущего года большинство природопользователей не успеет добиться получения такого решения.

Это означает, что 20 апреля, 20 июля и 20 октября текущего года хозяйствующие субъекты, у которых образовалась переплата по плате за НВОС по итогам 2017 года, ввиду отсутствия по состоянию решения Росприроднадзора о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС должны будут внести квартальные авансовые платежи за 2018 год.

При этом после получения решения Росприроднадзора о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС соответствующие суммы платы могут быть зачтены в счет будущих квартальных авансовых платежей.

Какие риски сопровождают невнесение авансовых платежей в связи с образовавшейся переплатой по итогам 2017 г.?

Начнем с решения общего вопроса: Что из себя, по сути, представляет обязанность по внесению квартальных авансовых платежей?

В соответствии с п. 3 ст. 16.4 ФЗ "Об охране окружающей среды":
плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Дополнительно напомним, что название статьи 16.4 – "Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Таким образом, обязанность по внесению квартальных авансовых платежей является обязанностью по внесению платы за НВОС.
От обратного – невнесение квартальных авансовых платежей является неисполнением обязанности по внесению платы за НВОС, т.е. невнесением платы за НВОС.

Как известно, подобное бездействие составляет событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3.000 до 6.000 рублей; на юридических лиц – от 50.000 до 100.000 рублей.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 16.4 ФЗ "Об охране окружающей среды":
несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 цитируемой статьи.

Также надо отметить, что экономический механизм ответственности не исключает возможности привлечения к административной ответственности.
Основания для привлечения к ответственности за невнесение платы за НВОС (в зависимости от подхода – за неполное внесение) существуют невзирая на возможность взыскания с недобросовестного плательщика пеней за каждый день просрочки.

Так, в соответствии с п. 52 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255:
в случае невнесения или неполного внесения платы в установленный срок администратор платы применяет предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и направляет в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию об указанных лицах.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации применяют предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Привлечение к административной ответственности за невнесение авансовых платежей.

Невнесение хотя бы одного авансового платежа, на наш взгляд, является невнесением платы за НВОС в установленные сроки.
Аналогичной позиции придерживается Минприроды России в Письме от 21.07.2016 г. № 05-12-44/17614 [О порядке привлечения к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в случае невнесения в установленные сроки квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду]:
в случае невнесения квартальных авансовых платежей в сроки, установленные статьей 16.4 Закона 7-ФЗ, виновные лица, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежат административной ответственности.

Начисление пеней за несвоевременное или неполное внесение авансовых платежей.

Как указано выше, в соответствии с п. 4 ст. 16.4 ФЗ "Об охране окружающей среды":
несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 данной статьи.

Итак, о каком "соответствующем" сроке идет речь в пункте 3 ст. 16.4 ФЗ "Об охране окружающей среды"?
Процитируем интересующее нас положение Федерального закона:
плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Очевидно, что данный пункт указывает на несколько сроков внесения платы за НВОС одновременно:
1) не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом;
2) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, т.е не позднее:
- 20 апреля;
- 20 июля;
- 20 октября.

Таким образом, из закона следует, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки внесения платы за НВОС, начиная со следующего дня после:
1) 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, – в отношении внесения платы по итогам отчетного года;
2) 21 апреля, 21 июля, 21 октября – в отношении внесения квартальных авансовых платежей.
Данный подход также озвучен в Письме Росприроднадзора от 18.07.2016 г. № АА-06-01-36/14253 [Об уплате пеней]:
в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются начиная с 2 марта года, следующего за отчетным годом, а в отношении авансовых платежей – с 21 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».