offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Соблюдение НООЛР в условиях раздельного сбора мусора

Здравствуйте!

С 01.01.2019, в соответствии с распоряжением Правительства РФ №1589-р от 25.07.2017, запрещается захоронение отходов бумаг, пластика и стекла. Организацией разработан ПНООЛР и получены лимиты на размещение отходов без учета раздельного сбора мусора сроком до 2022 года включительно. Теоретически, внедряя раздельный сбор мусора, мы существенно изменим перечень отходов, образующихся на предприятии, и объемы отходов, подлежащие к размещению. Предприятие относится к 3 категории . Следовательно, с 01.01.2019 года мы освобождаемся от разработки ПНООЛР. Получается, что в 2019 году, исполняя требования Распоряжения, мы уже не сможем выполнять утвержденные НООЛР, но и разрабатывать новый ПНООЛР законного основания у организации так же не будет. Как быть со старыми лимитами? Полученный нами документ об утверждении НООЛР не утрачивает силы до конца срока действия, от сдачи технического отчета предприятие законом не освобождается . Будет ли предприятие привлекаться к административной ответственности по ст..8.2 КоАП за несоблюдение нормативов и лимитов?

access_time 24.05.2018
person_outline Анжелика
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
605
просмотров

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 25.05.2018

Здравствуйте, Анжелика!

В соответствии с пунктами 2, 4, 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017) (далее – ФЗ № 89) для хозяйствующих субъектов, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Данные субъекты, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.В соответствии с пунктом 9 статьи 18 ФЗ № 89при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Учитывая также положения пункта 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (ред. от 25.07.2014) (далее – Порядок)и пункта 8 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, можно конкретизировать, что необходимость внеплановой разработки и согласования проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) возникает при изменении производственного процесса и используемого сырья, изменении заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов. При этом сам Порядок не содержит прямых норм, которые бы приостанавливали, аннулировали, отменяли юридическое действие утвержденных по данному порядку нормативов или лимитов на размещение отходов.

Отметим при этом, что само по себе образование отходов не является видом негативного воздействия на окружающую среду, негативное воздействие оказывает размещение отходов. В соответствии с пунктом 1 Порядка данный Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.

В соответствии с пунктом 4 Порядка ПНООЛР разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Таким образом, нормативы образования отходов носят предположительный характер, устанавливают ожидаемое количество образующихся отходов и утверждаются для целей нормирования количества размещаемых отходов, способных оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Поэтому необходимость корректировки проекта или привлечение к ответственности в случае превышения нормативов образования отходов, которые не подлежат размещению, является спорным. Правда в Вашей ситуации речь идет не только об изменении нормативов образования отходов в среднем за год для некоторых отходов, не подлежащих размещению, но и об изменении номенклатуры отходов и об изменении лимита на размещение.

Несоответствие проекта ПНООЛР реальной ситуации может быть выявлено в результате проверки соблюдения природоохранных требований на предприятии, а также при проверке предоставляемой отчетности (статистической, кадастровой и др.). В такой ситуации представителями государственного органа, осуществляющего проверку, будет выдано предписание о необходимости внесения изменений в проект. Можно заняться корректировкой проекта ПНООЛР, его согласованием и получением новой разрешительной документации не дожидаясь предписания. Однако такое предписание может и не появиться вовсе.

с 01.01.2019 года ожидается изменение системы нормирования в соответствии с п. 11 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 28.12.2017) (далее – ФЗ № 219). В соответствии с положениями данного закона для объектов негативного воздействия I категории предусматривается разработка и согласование комплексного экологического разрешения, объекты II категории должны будут подавать декларацию о воздействии на окружающую среду, при этом объекты I, III и IV категорий представлять декларацию о воздействии на окружающую среду не должны. Статья 3 ФЗ № 219 вносит соответствующие изменения в статью 18 ФЗ № 89, в соответствии с новой редакцией данной статьи с 01.01.2019 года нормативы образования отходов и лимиты на их размещение будут разрабатываться только для объектов I и II категорий. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, что должно существенно облегчить процесс оформления изменений в деятельности предприятия в части отходов.

При этом рекомендуем вести учет всех образующихся отходов в соответствии с установленным порядком, отображать неучтенные в ПНООЛР отходы во всех предусмотренных видах отчетности, в том числе в техническом отчете об обращении с отходами и направлять все виды отчетности, где допустимо, по почте. Почти вся отчетность по отходам подается в уведомительном порядке, не предусматривает согласования и может быть направлена по почте, в целях предупреждения вступления в разъяснительные беседы с конкретными инспекторами, которые, как правило, приводят к необходимости выполнять требования этих конкретных инспекторов. Если при рассмотрении отчетности у инспекторов возникнут вопросы, можно предоставить пояснительную записку, что Вы занимаетесь внесением изменений в соответствующую документацию. И далее действовать по обстоятельствам.

В любом случае, описанные Вами изменения объективно направлены на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, лимиты на размещение Вы ни как не превысите, таким образом любые попытки Вас оштрафовать на этом основании смело идите оспаривать, хотя я считаю, что риск в принципе минимален.

Что касается технического отчета, его предоставление предусмотрено Порядком утверждения ПНООЛР, утв. 50 приказом МПР, и Методическими рекомендациями, утвержденными 349 приказом МПР (или региональными), соответственно, если из законодательства для ОНВ 3 категории исчезнет такое понятие как ПНООЛР, то вместе с ним исчезнет и необходимость предоставлять технический отчет, аналогичная ситуация была когда ПНООЛР отменили для МСП.

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».