offline_pin Вопрос решен
Охрана атмосферного воздуха
Обязано ли предприятие 3 категории заключать договор с Росгидрометцентром, если вся информация о прогнозах ими выкладывается на сайте?

Обязано ли предприятие 3 категории заключать договор с Росгидрометцентром, если вся информация о прогнозах ими выкладывается на сайте?

access_time 25.11.2022
person_outline Мальцева Валерия Александровна
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
203
просмотра

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 25.11.2022

Здравствуйте, Валерия Александровна!

Согласно статье 17 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с данным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды (ч.1), при этом специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров (ч.3). При этом ч.1 и ч.3 данной статьи признаны Постановлением Конституционного Суда России от 29.09.2021 N 42-П частично не соответствующими Конституции РФ.

Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425, предусматривает, что информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в приложении к данному Положению, предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги, а расходы на эти услуги компенсируются из средств федерального бюджета (пункт 3); бесплатно такого рода информация предоставляется органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; другим получателям такого рода информация предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи (пункт 4); специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению (пункт 5). Данные пункты также признаны Постановлением Конституционного Суда России от 29.09.2021 N 42-П частично не соответствующими Конституции РФ.

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам утвержден Приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899.

Пунктом 3 Порядка установлен круг заинтересованных лиц, к которым также отнесены юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам (п.9 Порядка).

Кроме того, информация о НМУ предоставляется на безвозмездной основе уполномоченными органами в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, по факсу, по электронной почте или с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п.10 Порядка). В то же время в пункте 11 Порядка указано, что информация о неблагоприятных метеорологических условиях, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе для отдельных источников выбросов, предоставляется территориальным органом или подведомственной организацией федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425, утвердившим Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды.

Конституционный суд пришёл к выводу, что хотя информация о НМУ и не поименована в приложении к Положению, но с точки зрения действующего регулирования может рассматриваться как информация общего назначения. Поскольку информация о неблагоприятных метеорологических условиях по городскому и иному поселению и перечень отдельных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы таких условий, публикуются на соответствующем официальном сайте в сети Интернет, также возникает неопределенность в вопросе о том, достаточно ли хозяйствующим субъектам для исполнения возложенных на них обязанностей информации, размещенной на этом сайте, либо им необходимо заключить договор на получение специализированной информации по заказу. Нет определенности и в том, надо ли заключать договор, если прогноз неблагоприятных метеорологических условий по городскому и иному поселению, в которых находится принадлежащий хозяйствующему субъекту источник выбросов, по каким-либо причинам территориальным органом или подведомственной организацией федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях не готовится и не публикуется. Хозяйствующий субъект, владеющий источниками выбросов, имеет основания воспринимать систему применимых нормативных предписаний как оставляющую ему возможность выбора: заказывать информацию о неблагоприятных метеорологических условиях у названного учреждения на основании возмездного договора или не обращаться к нему, рассчитывая на открытые источники данных и взаимодействие с уполномоченными органами публичной власти, что во всяком случае не снимает с хозяйствующего субъекта ответственность, если обязанность по сокращению выбросов не будет выполнена.

Поэтому - хотя в связи со вступлением в силу данного Постановления Конституционного Суда России от 29.09.2021 N 42-П не допускается выдача контролирующим органом предписаний юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о необходимости заключить договор на получение прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, а отсутствие данного договора само по себе не должно влечь применения негативных последствий - с хозяйствующих субъектов не снимается обязанность, действуя разумно и осмотрительно, получать такие прогнозы из имеющихся источников, в том числе на основе ранее заключенных с этой целью договоров.

Следовательно, предприятие должно организовать работу по получению информации о НМУ, при этом прямого требования о наличии договора с Росгидрометом действующее законодательство не содержит. В этой связи предприятие может использовать данные о НМУ из общедоступных источников, но если в этих источниках есть соответствующие данные и они оперативно публикуются (в разных регионах по разному), в любом случае предприятие обязано принять все зависящие от него меры по получению сведений о прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условиях.

При этом при контрольно-надзорных мероприятиях важно предоставить инспектору достоверную информацию о том, что вы получаете информацию и оформляете все дальнейшие документы и проводите НМУ.

Важно также отслеживать принятие соответствующих документов:

Законопроект № 99436-8 "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" и статью 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" https://sozd.duma.gov.ru/bill/99436-8

Проект Постановления Правительства РФ "О перечне информации общего назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, ее вид, периодичность и место размещения" (ID проекта 02/07/10-21/00122070)

Проект Постановления Правительства РФ "О представлении информации общего назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях" (ID проекта 01/01/04-22/00127097)

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержания информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и формы ее размещения" (ID проекта 01/01/04-22/00127100)

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».