Добрый день. Ситуация: есть площадка накопления ТКО на муниципальной территории, при этом разрешение на установку площадки выдано администрацией города в адрес пользователя - юридического лица - письменно. В согласованном "кармане" юр.лицо за свой счет установило контейнер ТКО, облагородило площадку (асфальт, бордюры). В 2021 году рег.оператор вывозил ТКО по договору с данной площадки с расчетом по контейнерам (пользователь площадки единолично является юр.лицо), площадку без ведома юр.лица внесли в реестр (примечательно, что на заявку от самого юр.лица незадолго до этого был получен отказ на внесение в реестр от администрации, получается сразу после отказа администрация внесла в реестр). В январе 2022 рег.оператор прислал письмо, что площадка юр.лица больше не в реестре ТКО и расчет будут производить по норме. В качестве основания указано только письмо ФАС от 11.08.2021 от №ВК/67016/21 "...в случае если контейнеры потребителя и места (площадки) накопления ТКО соответствуют нормам действующего экологического законодательства и внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО".
Вопросы: Может ли администрация самовольно без уведомления включать и исключать из реестра площадку пользователя? Имеет ли право рег.оператор, зная, что площадка из реестра исключена, продолжать вывоз ТКО, либо он должен предложить вывоз с ближайшей к пользователю площадки, внесенной в реестр и перестать вывозить со старой? Можно как то оспорить отсылку на письмо ФАС на этот пункт касательно того, что площадка должна быть в реестре (к примеру, письмо носит рекомендательный характер)?
Правильно ли я понимаю, что РО внес площадку ТКО в реестр на основании абз.2 п.9 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156? Должен ли оператор на основании данного абзаца вносить в реестр площадку юр.лица? О чем данный абзац?
Добрый день, Наталья.
Вопрос 1. Может ли администрация самовольно без уведомления включать и исключать из реестра площадку пользователя?
"Правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию" утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 (далее - Правила).
Именно в этом НПА установлены требования к порядку включения мест (площадок) накопления ТКО в реестр.
Правила предусматривают 2 пути включения места (площадки) накопления ТКО в реестр:
1) для случаев, если место (площадка) накопления ТКО создано органом МСУ - сведения о таком месте (площадке) накопления ТКО подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании (п. 20 Правил);
2) в случае если место (площадка) накопления ТКО создано иным лицом - не органом МСУ), именно это лицо (заявитель) обязано (и как следствие, имеет возможность) обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (п. 21 Правил).
При этом законодательство не предусматривает полномочия органов МСУ по включению по своей инициативе в реестр или исключению по своей инициативе из реестра мест (площадок) накопления ТКО, созданных иными лицами (не органом МСУ).
Важно также отметить, что абзацем 2 п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, не установлена возможность включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО по инициативе регионального оператора или по инициативе органа МСУ.
Так, в соответствии с абзацем 2 п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156:
в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, речь, в принципе, не идет о особом пути включения сведений о местах (площадках) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Здесь речь идет о дополнении территориальной схемы обращения с отходами.
Вопрос 3. Имеет ли право рег.оператор, зная, что площадка из реестра исключена, продолжать вывоз ТКО, либо он должен предложить вывоз с ближайшей к пользователю площадки, внесенной в реестр и перестать вывозить со старой?
Региональный оператор должен обеспечивать вывоз ТКО из тех мест (площадок) накопления ТКО, которые указаны непосредственно в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенном с потребителем.
Это следует из совокупного толкования следующих положений Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, и Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами" .
В соответствии с п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156:
потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
<...>.
Согласно п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156:
потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
<...>.
В свою очередь, в соответствии с пунктами 1 и 2 "Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами":
1. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
2. Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
Таким образом, региональный оператор не вправе самостоятельно менять место вывоза ТКО (учитывая место (площадку) накопления ТКО, указанную в договоре, заключенном с потребителем).
Вопрос 3. Можно как то оспорить отсылку на письмо ФАС на этот пункт касательно того, что площадка должна быть в реестре (к примеру, письмо носит рекомендательный характер)?
Письмо органа исполнительной власти (равно как и отсылка на такой письмо) может быть оспорено. Письмо, действительно, носят рекомендательный характер и не могут устанавливать обязательные требования.
Вопрос 4. Правильно ли я понимаю, что РО внес площадку ТКО в реестр на основании абз.2 п.9 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156? Должен ли оператор на основании данного абзаца вносить в реестр площадку юр.лица? О чем данный абзац?
Как указано выше, абзацем 2 п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, не установлена возможность включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО по инициативе регионального оператора или по инициативе органа МСУ.
Так, в соответствии с абзацем 2 п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156:
в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, речь, в принципе, не идет о особом пути включения сведений о местах (площадках) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Здесь речь идет о дополнении территориальной схемы обращения с отходами.
При этом нельзя исключать, что указанное положение было истолковано регоператором и/или органом МСУ некорректно, что привело к указанным действиям органа МСУ по самовольному включению площадки в реестр и исключения площадки из реестра.
Уважаемый гость!
Ответ на этот вопрос могут просматривать только подписчики журналов “Экология производства” и “ТБО”.