offline_pin Вопрос решен
Обращение с отходами
Хранение сырья и материалов

Добрый день! Предусмотрены ли штрафы за открытое хранение сырья и материалов на почве/грунте? Необходимо ли ограждение данного склада или есть другие требования?

access_time 24.06.2022
person_outline Галина
Вы ответили на этот вопрос
1
ответ
181
просмотр

ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ: 1

access_time 28.06.2022

Здравствуйте, Галина!

Действующее природоохранное законодательство не устанавливает прямых конкретных требований к организации площадок складирования сырьевых материалов. Вместе с тем при организации складирования сырьевых материалов на открытых площадках необходимо учитывать следующее.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – ФЗ № 7) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно ст. 77 ФЗ № 7 юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Согласно ст. 78 ФЗ № 7 компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.2), а лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5).

Да и в принципе согласно п. 2 статьи 6 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Поэтому именно на почвах, если это земли с/х назначения, склад лучше не устраивать.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники равно как и пользователи земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом в целом ЗК РФ не содержит прямого запрета размещения сырья на открытом грунте, однако необходимо учитывать, что ЗК РФ запрещено загрязнение земель, а при размещении сырья и материалов на открытом грунте может происходит загрязнение земли.

Согласно п. 4. статьи 2 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее – ФЗ № 96) отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно ст. 30 ФЗ № 96 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны в том числе внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

При организации хранения не должно быть превышений гигиенических нормативов, установленных СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

Согласно п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ в границах водоохранных зон запрещается размещение химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, а также движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Согласно п. 16 этой же статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (далее приводятся виды соответствующих сооружений).

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – ФЗ № 52) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, а также осуществлять производственный контроль (см. также ст. 32 ФЗ № 52), в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст. 13. ФЗ № 52 продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

Согласно положениям Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее – ФЗ № 184) требования, в том числе к хранению той или иной продукции, определяются техническими регламентами, утвержденными в установленном порядке. При этом согласно ст. 46 ФЗ № 184 до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей в том числе, целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Возможно, на региональном уровне могут быть установлены дополнительные требования по организации хранения сырья и материалов в зависимости от расположения организации в рамках Правил благоустройства соответствующей территории

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что площадки для хранения сырьевых материалов должны быть организованы в соответствии с требованиями сопровождающих данное сырье документов производителя или образователя данных сырьевых материалов (или в их отсутствие соответствующих ГОСТ, ТУ, технологического регламента производства и т.д.), а также с учетом того, что выбранный способ складирования не должен приводить к загрязнению и деградации земли (почвы), атмосферного воздуха, воды.

Организация складирования зависит от физических (в том числе, дисперсности) и химических (летучести, реакционной способности) свойств материалов, их токсичности, уровня радиации. Рекомендуем также руководствоваться "ИТС 46-2019. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)" (разделы 2.4.1, 2.4.2 т.д.).

В общем виде, исходя из сложившейся практики, обусловленной в частности положениями Постановления Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001" (см. п. 6.3.2.), Приказа Минтруда России от 15.12.2020 N 901н "Об утверждении Правил по охране труда при производстве строительных материалов" (см. п.п. 623, 624), РД 39-7-904-83 Инструкция по складированию и хранению материалов, оборудования и запасных частей на складах баз производственно-технического обслуживания и комплектации, предприятий и организаций Министерства нефтяной промышленности (см. п. 2.1, 2.3, 4.2) можно сделать вывод, что площадка может быть открытой, в том числе на уплотненном грунте и без навеса, в случае хранения инертного, устойчивого материала. При этом шире распространена организация хранения на площадках с твердым покрытием (бетонные плиты, асфальтовое покрытие) с уклоном для отвода сточных вод, защищённых от ливневых вод (навесом).

Сервис работает в тестовом режиме. Задать вопрос может только подписчик журнала «Экология производства».